Главу о Мэри Уолстонкрафт для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Кейт Линдеманн.
Труды Мэри Уолстонкрафт вошли в канон феминистской классики, но, говоря о философии XVIII века в целом, о ней упоминают не всегда. Кейт Линдеманн пишет о Уолстонкрафт:
"Она предлагает ясные, хорошо аргументированные теории о природе человека, природе общества и правильных формах образования, и эти теории существенно отличаются от теорий Руссо и других философов XVIII века. Пренебрегать ее трудами значит пренебрегать сильной сторонницей женского равенства и крупной мыслительницей "британской радикальной традиции"."
Начиная с 1785 года Мэри Уолстонкрафт профессионально занималась писательством, она опубликовала множество книжных рецензий и собственных трудов. Еще до выхода своего самого знаменитого труда - "A Vindication of the Rights of Woman" ("Защита прав женщины") - она выпустила другую работу о женском образовании - "Thought on the Education of Daughters: with Reflections on Female Conduct, in the More Important Duties of Life" ("Мысли об образовании дочерей, с размышлениями о женском поведении в наиболее важных жизненных обязанностях").
Также до "Защиты прав женщины" вышла еще одна "Защита" - "A Vindication of the Rights of Men" ("Защита прав человека") в 1790 году. "Защита прав человека" была написана как ответ на "Размышления о революции во Франции" Эдмунда Берка. Берк отстаивал священность наследственной власти и союз церкви с государством. Уолстонкрафт оспаривала все тезисы Берка.
Писала она, между прочим, и художественные произведения, некоторые из них остались неопубликованными: "Cave of Fancy" и "Maria, or the Wrongs of Women".
Кейт Линдеманн пишет: "Теория о природе человеческих существ формирует ядро философии Уолстонкрафт". "Разум - отличительная характеристика человечества и он является общим для все человеческих существ. Если некоторые человеческие существа не демонстрируют развитый интеллект, это можно объяснить лишь пренебрежением или неправильной социализацией со стороны общества и его институтов. Уолстонкрафт убеждена, что независимо ни от пола, ни от класса, все человеческие существа разумны от рождения. Верить во что-либо иное значит верить, что либо человеческие существа не сотворены по образу божию, либо что Бог неразумен."
"В своей второй "Защите" Уолстонкрафт развивает свою тему универсальной человеческой природы и исследует ее применение к половым различиям. Уолстонкрафт не могла использовать противопоставление "пол"/"гендер", но она явно применяет эту концепцию. Единственное различие между полами заключается в том, что "из наблюдений следует, что женщины в отношении силы в целом уступают мужчинам. <...>" Все остальные различия - результат образования и социализации. Она последовательно настаивает, что если женщины не думают собственной головой, если они слабовольны и нерешительны, или чрезмерно озабочены внешним видом, одеждой и манерами, это исключительно результат их обучения."
Об этике Уолстонкрафт Линдеманн пишет: "Поскольку оба пола равны оо всем, кроме физической силы; поскольку человеческая природа отличается разумом и ежедневное преодоление страстей в результате приводит к истинно человеческому знанию, и мужчины, и женщины должны стремиться к одинаковым человеческим добродетелям. <...>
Что же это за добродетели? Их можно подытожить таким образом: действовать разумно, использовать свою свободу и уважать свободу других, выполнять полезную работу и быть мудрыми родителями. Не преуспеть в этих добродетелях значит не выполнить свой долг как человеческого существа."
О социальной и политической философии Уолстонкрафт: "«То общество устроено мудрейшим образом, конституция которого основана на природе человека» - вот основа социальной и политической мысли Уолстонкрафт. Поэтому неудивительно, что она отдает предпочтение эгалитарному обществу и критична к любой институционализации привилегий."
Кейт Линдеманн цитирует Элиссу С. Гуралник: "...феминизм, которым проникнута "Защита прав женщины" - лишь частный случай того политического радикализма, которым проникнута "Защита прав человека". Игнорировать этот факт значит неправильно истолковывать основную характерную особенность "Защиты прав женщины". Это приводит к непониманию, как у многих критиков Уолстонкрафт, уместности кажущихся отступлений от темы в такие слабо связанные области как тираническое злоупотребление королевской властью, или пагубное воздействие на общество регулярной армии и военного флота, или ошибки педагогов, которые слишком рано знакомят мальчиков с пороками этого мира. Это значит также недооценивать масштаб социальных реформ, которые Уолстонкрафт считает необходимыми, чтобы улучшить положение женщин в своем обществе."
О философии образования Уолстонкрафт: "Хотя некоторые мыслители представляют Уолстонкрафт лишь как реформаторку женского образования, очевидно, что ее предложения образовательной реформы куда шире по масштабу. Как и значительная часть западной теории образования, реформаторские предложения Уолстонкрафт основаны на ясной философской психологии, этике и социальной философии."
Действительно, Мэри Уолстонкрафт писала о необходимости дневных школ для мальчиков и для девочек, бесплатных по крайней мере на уровне начальных классов, с совместным обучением и без разделения по имущественному/социальному признаку.
Кроме того, Линдеманн подчеркивает, что, хотя Уолстонкрафт часто рассматривают как "бунтарку-одиночку", на самом деле она была продолжательницей определенной традиции. На нее повлияли философы-диссентеры, например, Ричард Прайс, а также ряд женщин, писавших до нее о женских правах и образовании. Одна из них -
Мэри Эстелл, но еще большим было влияние "Писем об образовании"
Кэтрин Маколей - она тоже выступала за совместное обучение девочек и мальчиков.
В заключение Линдеманн пишет: "Уникальный вклад Уолстонкрафт может быть полностью оценен, если отдать должное идеям и стилям, которые повлияли на нее. Она использовала идеи о Боге, человеческой природе и государстве, полученные от диссентеров, а ее феминизм нужно рассматривать на фоне возраставшей критики несправедливости общества. Ральф Уордл отмечает, что гениальной находкой Мэри было сопоставление угнетения мужчин (классового угнетения) и угнетения женщин. Стало быть, она увидела их сходство. Однако, ее понимание было еще более глубоким, поскольку она осознала, что освобождение женщин привело бы к освобождению всего человечества."
Предыдущие посты о Мэри Уолстонкрафт и ее "Защите прав женщины":
1,
2 ---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие