Женщины-философы: Кристина Ваза, королева Швеции

May 23, 2020 18:05



Портрет работы Абрахама Вухтерса (1661)

Главу о Кристине Ваза, королеве-философке, для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Сюзанна Акерман.
Кристина родилась 18 декабря 1626 года и унаследовала шведский трон в 1632 году после смерти ее отца. С матерью, Марией Элеонорой, девочку разлучили через год - якобы та была безумна. Юной королеве дали великолепное образование. Она знала семь языков, в переписке использовала французский и итальянский, читала на латыни и древнегреческом, имела некоторые познания в древнееврейском и арабском. Ее научили ездить верхом, охотиться и фехтовать - всему, чему учили бы и молодого короля. Разумеется, до ее совершеннолетия - 18 лет - правили регенты.
Казалось бы, у нее были блестящие задатки, чтобы стать прекрасной монархиней, и ее опекун и регент Оксеншерна возлагал на нее большие надежды. Но постепенно королева стала всё меньше интересоваться государственными делами, всё больше погружаясь в свои академические интересы. Она тратила огромные суммы на манускрипты, ученых, искусство, пьесы и другие свои интеллектуальные увлечения.
Еще в юные годы Кристина переписывалась с Декартом на философские темы. В частности, ее беспокоило противоречие между христианским учением о сотворенности мира и идеей о безграничности Вселенной. Она даже пригласила Декарта в Стокгольм, где он и умер. А сомнения королевы так и остались неразрешенными. Кристина проявляла особый интерес к антирелигиозным текстам, и ее религиозный скептицизм всё возрастал - слишком часто она видела, что религию используют в политических целях; королева даже не стеснялась высказывать свои скептические взгляды публично, что скандализировало многих.
Кроме того, королева Кристина отказалась выходить замуж. Видимо, на нее повлиял пример Елизаветы I Английской, "королевы-девственницы", которая тоже отказалась от династического брака. Ее биографию Кристина прочитала с большим восхищением.
Видимо, у королевы были любовные отношения с ее фрейлиной Эббой Спарре. И до, и после замужества Эббы Кристина писала ей очень нежные и страстные письма; также есть свидетельства современников о недвусмысленных высказываниях королевы по поводу Эббы. Поговаривали и о некоторых ее связях с мужчинами, однако в целом ее считали лесбиянкой. Сама она была уверена, что ее темперамент "сухой и горячий" (то есть, мужской). Ходили слухи, что Кристина была "гермафродитом", однако, насколько позволяет судить остеологическое исследование, эти слухи были безосновательны.
Всё больше и больше королева подумывала об отречении от престола, и оно состоялось в 1654 году. Корона перешла ее кузену. О своем финансовом обеспечении после отказа от трона Кристина позаботилась заблаговременно, так что она могла позволить себе жить так, как ей захочется. Она путешествовала по Европе в мужском костюме и с короткой стрижкой, вызывая всеобщее изумление и осуждение. В 1655 году публично приняла католичество (Швеция уже более сотни лет была лютеранской). В 1656 году основала "академию" во Франции, где обсуждались различные философские вопросы. Читала медицинские труды и проводила химические эксперименты в Фонтенбло. Взяла имя Кристина Александр, в честь своего героя Александра Македонского. Всегда настаивала, чтобы ее называли королевой - от титула она не отреклась, только от трона. Участвовала в европейской политике, пыталась стать правительницей Неаполя в 1657 и победить на выборах короля в Польше в 1668. Посетила свои шведские поместья в 1660, хотя ей были не рады в родной стране.
В 1668 году Кристина обустроила в Риме обсерваторию в своем палаццо и наняла двух астрономов, там же организовала "дистиллариум" (химическую лабораторию). Она активно покровительствовала людям искусства, ученым и гуманистам, например, создала Аркадскую академию, которая продолжила существовать и после ее смерти. В ее академии работали в том числе физиолог Джованни Борелли и астроном-математик Кассини. Внесла вклад в строительство театра, устраивала музыкальные мероприятия, собрала коллекцию картин в жанре ню, поддерживала молодых музыкантов, например, Корелли и Скарлатти.
Ближе к старости Кристина обратилась к христианскому мистицизму и квиетизму. Умерла в 1689 году.
Вопреки ее завещанию, ее с большими почестями похоронили в Ватикане в соборе святого Петра - она стала первой женщиной, похороненной там.

Сюзанна Акерман пишет: "Кристина заслужила амбивалентную репутацию: как эксцентричная и безжалостная интриганка в силовой политике и как покровительница искусства барокко, музыки, театра, неортодоксальных взглядов, науки и философии. Ее современники находили ее андрогинный характер странным и подозрительным."

Наиболее важными из рукописей Кристины Сюзанна Акерман называет ее автобиографию (так никода и не законченную) и сборники максим. Максимы она начала записывать около 1670 года, и они разделены на две подборки: "Les Sentiments Heroiques" "L'Ouvrage de Les Sentiments Raisonnables".
Мэри Эллен Уэйт:"Суммарно эти антологии содержат около 1300 записей, обсуждающих (в подражание  Маккиавелли) Государя (маскулинный термин, который она всегда использовала по отношению к себе), природу героических добродетелей, чести и страсти. Важно, что она обращается к вопросам гендерной идентификации женщины-правителя, подчиненности женщин и идее женской добродетели, представленной христианским идеалом девственности и лесбийским отторжением гетеросексуального брака."
Сюзанна Акерман: "Автобиография Кристины - это исследование духовного изменения в той же мере, как  и исповедь, и своекорыстная попытка обелить свою раннюю репутацию. Некоторые небольшие работы также представляют интерес, включая ее биографию Александра Великого, ее размышления о добродетелях и пороках Цезаря, оммаж Киру Великому и несколько лирических стихотворений о любви и судьбе в стиле Петрарки."
Ничего из этих материалов не публиковалось при ее жизни.

Акерман считает, что обращение Кристины в католичество было довольно поверхностным, а в сущности ее взгляды были ближе к "натуралистической религии с материалистическими импликациями".
Мэри Эллен Уэйт написала в предисловии следующее: "Скептицизм королевы Кристины Шведской повлиял на ее личную и философскую жизнь, побудив ее сперва консультироваться с самым знаменитым скептиком начала XVII века, Декартом, а в итоге отречься от престола. На нее оказал влияние не только скептицизим, но и эпикурейство, неостоицизм, платонизм и феминизм. Она была эклектичной философкой, изучавшей Ямвлиха, Лукреция, Секста Эмпирика, Цицерона, Маккиавелли и Галилео. Она тесно сотрудничала, иногда лично, иногда через переписку, с ведущими философами своего времени, включая Бейля, Декарта, Гассенди, Гроция, Пейрера, Паскаля, Шефферуса, ван Схурман, Фосса и других. Она оставила обширную корреспонденцию, включая знаменитую переписку между ней (через французского посла Шаню) и Декартом на эпистемологические и метафизические темы. Она также оставила незаконченную автобиографию и две антологии..."

Максимы Кристины, королевы Швеции:
* Не уметь лицемерить значит не уметь жить.
* Мы должны быть героически равнодушны ко всему происходящему - но это равнодушие должно быть героическим, а не глупым.
* Не человек создан для удовольствия, а удовольствие для человека.

* Совет - не приказ.
* Мы должны читать для наставления, исправления, утешения.
* Надежда - это страсть, которая вызывает самые ложные наслаждения и самые истинные страдания.
* Счастье не зависит от мнения других.
* Мы почти всегда остаемся детьми, но меняем свои игры и свои игрушки.
* Истинно мудр тот, что не желает ни подчиняться, ни приказывать.
* Не подчиняться никому - большее счастье, чем приказывать всему миру.
* Жизнь слишком коротка для любви.
* Мы должны прощать наших врагов, наших друзей, самих себя; но простить себя сложнее, чем других.
* Верить всему - слабость, не верить ничему - глупость.
* Здоровье и деньги существуют для того, чтобы их тратить.
* Старость ужаснее, чем смерть, но она примиряет людей с умиранием.
* Люди говорят больше, чем звери, но мудрее ли они - это спорно.
* Мы не должны верить ни во что, в чем не дерзнули усомниться.
* Стоит больше бояться тех, кого мы любим, чем тех, кого ненавидим.

---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

французский язык, мемуаристика, Швеция, Америка, лесбийские отношения, афоризмы, США, английский язык, впечатления от чтения, 20 век, политика, эпистолярный жанр, история женскими глазами, Скандинавия, 17 век, Европа, философия

Previous post Next post
Up