Патрисию Эванс [Patricia Evans] начали издавать в России ещё в 2004 году. В популярной астовской серии «Сам себе психолог» выходили такие книги, как «Люди, которые стремятся манипулировать вами», «Как справиться с вербальной агрессией», «Как защитить себя от оскорблений». В этом году словно бы к восьмому марта её основополагающая работа The Verbally Abusive Relationship: How to Recognize It and How to Respond вышла сразу под двумя названиями: «Не бьет, просто обижает. Как распознать абьюзера, остановить вербальную агрессию и выбраться из токсичных отношений» и «Бунт удобной жены. Как построить отношения, в которых вас ценят». Упоминание именно жены не случайно: основным местом действия, рассматриваемым в пособии, будет супружеская семья. Хотя ту же самую вербальную агрессию на себе можно испытывать и в семье родительской, быть, соответственно, удобной дочерью, внучкой, сестрой, как Марианн из романа Руни «Нормальные люди», наконец, матерью или бабушкой... Спектр весьма разнообразен.
Эванс работает в нарративном подходе и начинает с того, что вербальный насильник и его жертва живут в разных реальностях. «Реальность 1» предполагает: словесная агрессия - вполне допустимый метод воздействия на окружающих, которые, в свою очередь, обязаны сделать из агрессивногго поведения выводы и принять его как должное. В «Реальности 2» всякая личность имеет неотъемлемые права, в том числе право на сохранение своего достоинства. Даже если оная личность кругом неправа, рассуждает ошибочно, отталкивающе выглядит, принадлежит к определённой национальности и/или является женщиной, смешивать личность с грязью неконструктивно, бессмысленно и вообще нельзя. Революционная мысль, право.
И тем не менее сколько приходится трудиться Патрисии Эванс и её коллегам, чтобы разъяснить пациенткам, что с людьми так нельзя. Даже целый список приводится слов и фраз, которые, если их говорят вам, маркёр вербальной агрессии в ваш адрес, а если их говорите вы - имеет место быть вербальная агрессия с вашей стороны.
Возразят: в семье же невозможно без конфликтов. А речь и не идёт о конкретных конфликтах, поясняет П. Эванс. В вербально агрессивных отношениях специфического конфликта не наблюдается. Проблема - это сама агрессия, и она не решается. Максима "за конфликт ответственны обе стороны" здесь не работает. Напротив того, чем усерднее пытается пострадавшая сторона разрешить противоречия, тем понятнее, что противоречия лишь повод, а камень преткновения сама агрессия. Так воспринимают ситуацию агрессии женщины, живущие с вербальными агрессорами:
Женщина была убеждена, что если она будет лучше выражать свои мысли и объяснять, что хочет, то её партнер не будет сердиться на её вопросы или мысли.
Женщина была убеждена, что если бы у нее не было проблем с восприятием, то она не видела бы многие вещи «неправильно», как ей это говорили.
Женщина была убеждена, что если бы она не была неадекватной в некоторых отношениях («понимает неправильно и поднимает шум из-за ерунды»), то не испытывала бы такой боли и разочарования.
Женщина была убеждена, что если она проявляет искренность и заботу, то мужчина, утверждающий, что любит ее, тоже должен проявлять искренность и заботу.
Женщина была убеждена, что её партнер ведет себя одинаково как с ней, так и с коллегами по работе и друзьями, и что если они не жалуются на него, то, должно быть, что-то не так с ней.
Женщина была убеждена, что она напрасно страдает из-за какого-то недостатка или изъяна. Этот недостаток или изъян чётко не формулировался, но порождал ощущение неадекватности из-за многочисленных обвинений.
Революционно и другое утверждение Эванс: необходимо обращать внимание на чувства. Если вам больно, тошно, гнусно и унизительно от прозвучавшего в ваш адрес, это означает, что прозвучавшее болезненно и унизительно, а не вы роза-мимоза. К сожалению, попадаются и психологи, и психотерапевты, считающие вербальную агрессию чем-то приемлемым, естественным в партнёрских отношениях. Показателен пример одной из пациенток, которая умудрилась-таки доказать мужу, что уровень его агрессивности зашкаливает и пора уже к специалисту. Психолог (мужчина), недолго думая, стал доказывать женщине, что это она чересчур по-женски чувствительна, и надо просто не реагировать, не поднимать шум из-за чепухи и вести себя достойно, борясь с избыточной щепетильностью и неврастеничностью. В конце концов, он же вас не бьёт! А оскорблять не перестанет. Это его стиль жизни, и у него никаких проблем с этим стилем жизни нет. Измениться должна страдающая сторона. Как измениться? Да попросту перестать страдать. Получив индульгенцию от помогающего специалиста, супруг окончательно распоясался, и дело закончилось разводом.
Вывод Патрисии Эванс однозначен: Жертва поймёт партнера, когда осознает, что он вовсе не собирается понимать её. Попытки переубедить, переспорить вербального агрессора по определению безрезультатны: он воспринимает объяснение точно так же, как аргумент в споре или удар в драке. Войти в его положение означает ещё более усугубить его действия. Если вербальный отпор, то есть утверждение "со мной так нельзя поступать", не подействует, а он, скорее всего, не подействует, единственное решение проблемы - дистанция. Развод, разъезд, расставание и обращение в социальные службы за полагающейся поддержкой. А что делать самим вербальным агрессорам? Эванс рекомендует группы по типу Двенадцати шагов. Интересно, как оно сработает.