Известная историчка феминизма, Элис Ичольз, писала об истории Второй волны. Как говорит аннотация: "прекрасное введение в историю смелых, несогласных и сложных женщин, которые категорически отказались быть хорошими маленькими девочками, и этим изменили то, как наша культура определяет отношения между женщинами и мужчинами".
В статье, которую я зимой переводила про лесбийский феминизм, на книги и статьи Ичольз было много ссылок, так что, предполагаю, фактического материала у нее много.
Из рецензий:
"Хотя это исследование концентрируется на радикальном феминизме, она проводит очень важную работу по отделению радикальной политики от либерального, социалистского и культурного видов феминизма, которые развивались одновременно с радикальным феминизмом и после него.
Книга указывает на расхождения между группами и отдельными феминистками, бросая вызов представлению о радикальном феминизме как о монолитном наборе теорий и стратегий.
Важнее всего, что, хотя Ичольз не боится указать на слабые места и предрассудки в радикальной феминистской мысли, она описывает радиклаьный феминизм, каким он был - группа молодых, обычно относительно привиллегированных женщин, имеющих хорошиенамерения, но и много недостатков, которые пытались осознать свои непосредетсвенные исторические обстоятельсва, создавая в процессе и решения, и новые проблемы. Это обязательное чтение для всех, кого интересует гендерный активизм, особенно для тех, кто хочет понять, как не повторять ошибки прошлого".
(вторая рецензия - мужская, но она мне понравилась)"Ичольз настаивает на важности радикального феминизма для истории движения за права женщин в целом, и для феминизма второй волны, в частности. Книга была опубликована в конце 80-х, когдав женском движении преобладал, по словам Ичольз, "культурный феминизм", говорящий об отдельной женской культуре, основанной на полу-мистическом понятии женской энергии и "либеральный феминизм" организации NOW, боровшийся за включение женщин в экономический мейнстрим, а не за фундаментальное преобразование общества. Важно не забывать о времени публикации книги, когда Ичольз рассуждает о недостатках культурного и либерального феминизма, сравнивая их с другими движениями. Ичольз явно симпатизирует по-настоящему радикальным организациям, таким как New York Radical Women, Cell 16, the Redstockings, radicallesbians, WITCH и Furies. Книга очень "шестидесятническая" по духу, она считает, что основные вопросы, которые стоят перед нами, когда женщины перерастают движения за гражданские права и левые движения, это такие вопросы: какими будут отношения между мужчинами и женщинами в обществе, основанном на социальной справедливости? Как можно отделить поведение женщин - в псхологическим, политическом, сексуальном смысле - от различных форм "фальшивого сознания" и/или от институциональных деформаций, которые его формируют?
Это детальное исследование групп женщин, отвергнувших либеральные взгляды NOW и пытавшихся понять, каким образом их "передовые" взгляды (не все они принимали этот термин) соотносятся с опытом "обычных" женщин.
В середине 1970-х радикальный феминизм рухнул, во многом, из-за того, что он запутался в многослойных идеологических спорах по разным вопросам, включая лесбийство и иерархии внутри движения и из-за усилившихся к середине 1970-х расхождений между белыми женщинами среднего класса и бедными и/или небелыми женщинами, которые на многие вопросы смотрели совершенно под другим углом.
Ичольз очень хорошо описывает расхождения между организациями и тенденции внутри радикального феминизма. К сожалению, она упускает из виду некоторые важные фигуры того времени, например Эдриен Рич, но так часто случается, потому что больше всего говорят об истории феминизма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Бостоне, меньше о западном побережье, и только о Чикаго в центре - хотя феминизм происходит везде.
Печально, что сегодня, радикальный феминизм существует, в основном, в научной среде, а все остальное почти полностью затмевается либеральным феминизмом, ведь радикальное видение искало ответы на более фундаментальные вопросы и обещало - пусть и утопически- глубокие преобразования в обществе. Мне и многим другим радикальный феминизм помог вести менеерепрессивную жизнь и стать лучшим отдом, мужем и учителем. Эта книга - лучшее из возможных введений в историю, которую нужно помнить."