Катарина Масетти "Между Богом и мной все кончено"

Aug 04, 2014 10:12




Год издания: 2010
Издательство: Текст
Серия: Первый ряд
Переводчица: Оксана Коваленко

Аннотация: "После книг "Парень с соседней могилы", "Семейная могила" и "Не плачь, Тарзан!" издательство "Текст" вновь обращается к творчеству известной шведской писательницы Катарины Масетти.
Роман "Между Богом и мной все кончено" - исповедь шестнадцатилетней Линнеи. Девушка рассказывает о своих девичьих проблемах и о сердцеедке по имени Пия, которая покончила с собой. Самоубийство подруги окутано тайной, и Линнея пытается разгадать ее."

Рецензии: "Очень долго я этой книги избегала, потому что думала, будто она о том как в кратчайшие сроки обрести Иисуса. А оказалось, что нет. И что тема из любимых - как из подростка под давлением внешним и внутренним вылупится новый человек, почти взрослый. Скрюченный, слабый, конечно, липкий от усилий, неприятная рожа, скажем прямо, и ошмётки кокона эти никак не отстанут, но человек - это несомненно и гордо. Пусть даже иногда дрозофила от любви.
Человеку вообще свойственно верить, что что-то в его жизни бывает навсегда - приятное заблуждение. Тем горше оно развеивается. Надеешься, что школьная подруга будет вечно с тобой рядом, ах, ваши задушевные разговоры, признания и эгоистичная многоголосица "а я, а у меня", это так сладко - рассказывать про себя благодарному слушателю, все знают.
А потом вы вдруг взрослеете и отдаляетесь, сперва из-за разных графиков и учёбы, потом из-за работы и семьи, и вот уже чужие люди, киваете друг другу при встрече. Или вообще не встречаетесь. И человек обещает тебе каждый раз перезвонить, потому что надо, надо увидеться, и пропадает - не потому что он тебя ненавидит - просто ты не в приоритете. Это всё живые - море разливанное обид, претензий и самообвинений.
А уж как обижают нас мёртвые - им-то не выскажешь. Вечно близкие, прекрасные и безгрешные мёртвые, которые предали и оставили безусловно и навсегда.
Книга о потере. Подруга Линнеи погибает и с этим приходится жить дальше. Взрослеть дальше. Смириться, перестать грызть себя за невнимание, эгоизм и глухоту к сигналам бедствия. Ведь были же они, были.
Кто знает, как всё это сделать? Разве что стена, с которой теперь преимущественно общается Линнея. Думаю, она справится. Мы сильные, хоть и дрозофилы периодами.
Хорошая, честная, грустная история."

"я сколько себя помню, подозревала, что романтическую любовь несколько переоценили, но редко встретишь юношескую беллетристику, так беспощадно об этом говорящую.

Линнея, наречённая именем нежного колокольчика, - угрюмоватая старшеклассница ростом под два метра. У неё есть хобби: беседовать со стеной. Единственной подруги больше нет рядом, так что сгодится и стена. Она не перебьёт, не обидит, не растрезвонит.

Да, это книга о самоубийстве. О самоубийце, которая со всем пылом страдающей совести пыталась сократить до минимума последствия своей гибели, но удалось ли это ей? Могло ли удаться? У меня дядя - машинист, я одно имею сказать - ребята, только не под поезд. К сожалению, статистика такова, что у многих сотрудников железной дороги и метро есть на счету своя "Анна Каренина". Это происходит безо всякой их вины, и это очень тяжко перенести. Поэтому как угодно, только не под поезд и вообще не под транспортное средство.
А лучше вовсе никак не надо. Страдание - не эстафетная палочка, передать кому-то одному не получается. И без малейшего дидактического пафоса Масетти делает выводы: наказан будет кто угодно, за одним исключением - того, кто действительно виновен. Образ этого виновника - колоссальная удача Масетти, потому что она не изобразила его. Никак. Полный ноль. Неизвестно кто, впишите в пробел любую мужскую фигуру. Пустое место. А суть своих чувств к оной пустоте сама Пиа, незадачливая подруга Линнеи, выразила так:

Если есть кто-то, с кем тебе спать не стоит, но удержаться от этого нет сил. Ты превращаешься в дрозофилу, как только… как только видишь его пальто.

Понимаете, в дрозофилу! Не в волчицу, крольчиху, козу даже, а в насекомое, при упоминании мозга которого обязательно оговариваются: "так называемый мозг". Любовь должна бы возвышать, а не принижать до степени дрозофилы. Но... случилось то, что случилось. И теперь Линнея, как многие нелюдимые тинейджеры, весьма способная к философскому мышлению, находится в поисках причин и последствий драмы."

шведский язык, coming-of-age, 21 век, взросление, русский язык, Швеция, драма, Скандинавия

Previous post Next post
Up