Когда я стала вести читательский дневник, то почти сразу заметила, что книги идут группами, по определённым темам. Этой зимой главенствуют два мотива: русалки и Людовики. "Луна и солнце" Вонды Макинтайр счастливо объединяла первых со вторыми, "Королевская аллея" Франсуазы Шандернагор проливала художественный свет на эпоху Короля-Солнце. Хотелось ещё исторического комментария. Выдали мне в библиотеке две книги мужского авторства и одну соавторскую: «Эротическая история Версаля (1661-1789)» [Une histoire érotique de Versailles (1661-1789)] Мишеля Верже-Франчески [Michel Vergé-Franceschi] и Анны Моретти [Anna Moretti] (Издательство Ивана Лимбаха, 2019). Верже-Франчески специализируется на истории военно-морского флота, и неясно, с чего именитый историк вдруг в Версаль устремился. Моретти известна трудами в области искусствоведения.
Если вы давно увлечены данным историческим периодом, конечно, мало любопытного удастся почерпнуть. А вот для начинающих «Эротическая история» оказалась неожиданно увлекательной. И совсем не такой, замечу в скобках, эротической, как можно подумать по обложке. Скорее, подробно выписанный быт французских монархов настраивает на возвышенные рассуждения о тщете всего сущего.
Вот что бы вы сказали о мужчине, семейное древо которого выглядит следующим образом:
* в законном браке только старший сын дожил до совершеннолетия и, не дотянув до пятидесятилетия, погиб от оспы. Отец пережил его. Что до остальных детей от законной супруги, их биографии выглядели так:
* дочь прожила немногим более месяца, умерла от воспаления лёгких.
* через два года родилась ещё одна дочь, прожила немногим более месяца, умерла вообще не понятно, от чего. Синдром внезапной смерти младенца?
* Через три года рождается снова дочь, в пять лет умирает, видимо, от туберкулёза.
* на следующий год рождается сын, в двухлетнем возрасте умирает от воспаления лёгких, как и его самая старшая сестра.
* И ещё через четыре года снова сын, проживший немногим более месяца и умерший вообще не понятно, от чего.
На сём печальная череда кончается. От второй жены, морганатической, потомства не было. Список же детей от любовниц выглядит несколько оптимистичнее, хотя ненамного.
От первой официальной фаворитки, кстати, тоже далеко не здоровячки. В детстве она упала с лошади, сломала ногу и повредила позвоночник, что могло отозваться впоследствии и на течении беременности и родов:
* сын, проживший чуть более года.
* сын, проживший полтора года.
* сын, проживший несколько месяцев.
* дочь, чьим уделом стало долголетие и богатырское здоровье: она переболела оспой даже без видимых последствий для внешности и прожила семьдесят два года.
* сын, умер шестнадцати лет от роду вследствие неизвестной болезни.
От второй официальной фаворитки:
* сын, не проживший и года. Был ли он, вообще вопрос.
* дочь, прожившая около трёх лет.
* сын, доживший до шестидесяти с лишним.
* больной (покалечившийся во время родов?) сын, проживший около пяти лет.
* дочь, дожившая до семидесяти.
* дочь, умершая в шестилетнем возрасте вообще неведомо от чего.
* дочь, дожившая до семидесяти с небольшим.
* сын, проживший почти шестьдесят лет.
От неофициальной фаворитки:
* двое детей (по другим источникам один сын), не прожили и года. Сама неофициальная фаворитка, цветущая девятнадцатилетняя девушка, так болела после родов, что вынуждена была удалиться в монастырь, где и умерла.
Что же это за несчастный отец, хоронивший иной раз за один год двух-трёх отпрысков? Это величайший самодержец одного из могущественнейших, если не самого могущественного государства Европы. Вы уже догадались, что речь идёт о Людовике XIV. Сам он правил семьдесят два года и пользовался, видимо, богатырской мощью, позволившим ему перенести не только многочисленные желудочно-кишечные расстройства, тайное венерическое заболевание, гангрену пальцев ног, удаление всех зубов разом, анальный свищ, подагру и цистит (это уже "Красную Пашечку" начинает напоминать, согласитесь), но и изуверские методы тогдашней медицины. Мольер писал "Мнимого больного" с натуры! Сын, невестка и первый внук Великого Дофина умерли в несколько дней, например, от "злокачественной кори", а вернее, от кровопусканий, которыми их пытались от кори обыкновенной исцелить. Второго ребёнка, будущего Людовика XV, спасла от докторов и ланцетов воспитательница: заперлась с младенцем в комнате и изъявила полную готовность идти на плаху, если с дитятей что-нибудь случится. Так прадеду наследовал правнук.
А теперь представьте, что коронованный подагрик без зубов, зато с гонореей, сифилисом и циститом слыл мужчиной хоть куда едва ли не до самой смерти. И продолжал собирать всякое венерическое, потому что двор занимался промискуитетом. Луи Пятнадцатый был мудрее и, страшась заразы, растил себе за казённый счёт целый гарем прекрасных девственниц. Читать об этом было поистине отвратительно.
Что характерно, воздержанного и скромного, а то и страдавшего сексуальными проблемами Людовика XVI не любил народ и не любят авторы "Эротической истории". Они особо подчеркнули, что христианнейший правитель должен был доказывать свою мужественность, совокупляясь со всеми подряд, и если бы несчастный Луи Капет так поступал, его бы, глядишь, и не казнили. Но он, бедолага, не имел ни возможности, ни желания. Спорная трактовка, гм.
Тем не менее "История Версаля" оказалась неожиданно занимательной, а в собственно исторической части фривольность никогда не переходит в скабрёзность. Неприятными показались только сугубо художественные вставки в форме диалогов исторических лиц. Вставки были призваны увязать версальские похождения с современными проблемами, как-то: бодипозитивностью, полиаморией и тому подобным. В этом чувствовалась натяжка. Без вставок книга была бы лучше, чётче по замыслу.
Отрывки из книги:
https://gorky.media/fragments/devitsa-obvorozhitelna-no-stroptiva/ https://godliteratury.ru/projects/versal-yerotika-i-politikahttps://postnauka.ru/longreads/100129