Книги, номинированные на премию «Просветитель»

Oct 12, 2019 21:27

Сегодня, 12 октября 2019 года в Москве были объявлены имена финалистов (и финалисток) 12 сезона премии «Просветитель», а заодно и сравнительно новой награды «Просветитель.Digital», где соревнуются познавательные интернет-проекты. Многие библиофильские сердца замерли в предвкушении новостей. В этом году длинный список включал в себя как будто бы меньше женских имён, чем в прошлом, но искушение «поболеть за наших» у меня никуда не делось.





В разделе точных и естественных наук первым делом прочла «ДНК и её человека» Елены Клещенко [Альпина нон-фикшн, 2019], https://fem-books.livejournal.com/1864781.html. Впоследствии удивлялась довольно прохладным критическим оценкам: ...шансы Елены Клещенко на победу мы оценим как не очень высокие. Все-таки таких книг у нас выходит достаточно много. НВ том-то и дело, что нет. Что мне близко в «Краткой истории ДНК-идентификации», почему я эту книгу особенно ценю, там по полочкам раскладывается, какую пользу мы получаем от головоломных секвенирований и полимеразных цепных реакций. Учёные в белых лабораторных халатах ищут преступников, восстанавливают справедливость, казалось бы, в безнадёжных случаях, помогают людям обрести родословную и родственников, как живых, так и умерших, деятельно участвуют в медицинской практике и археологических раскопках... Ничего отвлечённого, высоколобого в тексте нет. Все эти научные чудеса происходят прямо сейчас и будут совершенствоваться в грядущем. Очень рада, что работа Елены Клещенко (в ЖЖ она lenka_iz_hij) вошла в короткий список премии.

Что касается книг, написанных врачами А.С. Паевским и А.Н. Хоружей, соавторами med-history, «Вообще чума!» [АСТ, 2018] покорила бы меня навеки, если бы... если бы я не начала со «Смерти замечательных людей» [Пятый Рим, 2018]. В «Чуме», простите чёрный юмор, мне людей-то и не хватило. Личностей, а не казусов морби, хотя книга построена именно как коллекция историй болезней: от женщины-австралопитека Люси до легендарного Мальчика в пузыре, Дэвида Веттера. Кока-колы ему так и не дали... Чтобы расцветить, оживить текст, просветительский дуэт прибегает к немного излишней беллетризации: то в болезни Брежнева виновата инфернальная «медсестра Н.» (а вся королевская конница и вся королевская рать, которые стояли смотрели, как генсек гибнет, ну нисколько не ответственны...), то причина самоубийства Маяковского однозначна - женское легкомыслие. Хотя нежелание Татьяны Яковлевой вступать с поэтом в официальный брак невольно интерпретируешь как здравомыслие. В печальной повести о Веттере вспомнили кинокомедию «Парень из пузыря», где гиперконтролирующая родительница сознательно держит здорового парня в пластиковом коконе, чтобы не загрязнить его чистоту внешним миром: многие, дескать, мамы такие. Ну, вот есть у соавторов своего рода пунктики: шерше-ля-фам, подчёркнуто скептическое отношение к личности Пушкина, например. Несмотря на них, лечебное дело в «Смерти замечательных людей» живёт. Даже горький урок гибели больных даст возможность кому-то в будущем предпринять правильные действия. Например, не шевелить раненых самостоятельно, а дождаться приезда скорой помощи. И во время дуэли врач непременно должен присутствовать.

Не то в «Вообще чуме!». Там фокусируются на двух сторонах: болезни, описанной местами очень физиологично, и медиках, которые, как некие Георгии Победоносцы, выходят на борьбу с драконами. Пациент как-то из драматичного поединка пропадает. В шорт-лист, к сожалению, «Вообще чума!» не попала, но я бы рекомендовала эту книгу для школьных библиотек, например. Будет поучительно.





В номинации «Гуманитарные науки», как водится, больше всего заинтриговало то, чего нигде найти нельзя. Историко-филологическое исследование Юлии Щербининой «Злоречие» [Неолит, 2019] обещает нам введение в науку о ругательствах, принципы конструирования языка вражды, экскурсы в тему шантажа и богохульства, многочисленные иллюстрации с искусствоведческим и речеведческим комментарием. Заманчиво, правда? Но, к сожалению, приходится упражняться в злоречии самостоятельно. Нигде этой книги найти нельзя. [Upd.: разыскала на Лабиринте, стоит две тысячи рублей. Оказывается, издана только в сентябре сего года. А вы говорите, не упражняться в злоречии]. В короткий список, увы, не вошла, но это не означает, что я не стану её изучать.

Кого я точно ожидала увидеть в шорт-листе, так это Лялю Кандаурову и её книгу с запоминающимся подзаголовком «Как понять и полюбить классику» [Альпина Паблишер, 2018]. Время на «Полчаса музыки» я буду выбирать ежевечерне не один месяц и не два, самонадеянно утверждала я в отзыве на этот труд: https://fem-books.livejournal.com/1727021.html. Что сказать? Прошёл почти год, а закладка еле перевалила за середину. И не потому, что Кандаурова пишет сверхусложнённо или запутанно, нет! Язык прекрасный, чистый. А темы, которые она задаёт, тянут за собой другое, новое, неожиданное, и не получается ограничиться одной музыкальной картинкой, тем более однократным прослушиванием. Это просвещение не похоже на описанное братьями Стругацкими «нас душили симфониями, нас травили ораториями». Просто ворота в другой мир. Золотые ворота, проходите, господа. Возможно, вам будет интересно.

Об  «Алхимии советской индустриализации: времени Торгсина» Елены Осокиной [НЛО, 2018] в сообществе уже немного рассказывалось здесь: https://fem-books.livejournal.com/1822130.html. Это переработанный для широкой аудитории вариант более ранней монографии «Золото для индустриализации. Торгсин» [Российская политическая энциклопедия, серия «История сталинизма», 2000] Я, кстати, помню, как нам на уроке истории показывали фото Магнитки, Днепростроя, величественных промышленных зданий. И был мальчик Дима, который прямодушно спросил с места: «А на какие это всё шиши?!» Ну, вот Осокина исчерпывающе и объясняет, откуда в том числе брались деньги в эпоху великого перелома. Думаю, это будет познавательное чтение, и жюри со мной согласно: «Алхимия советской индустриализации» в коротком списке премии «Просветитель» сего года.

Двадцать первого ноября состоится церемония награждения победителей. И победительниц.

2018, медицина, наука, русский язык, премия, музыка, биология, 2019, филология, история, Россия, научпоп

Previous post Next post
Up