Для детей о детях: Ольга Лукас и Серафима Орлова

Jun 26, 2019 22:32

Среди российских конкурсов на лучшую книгу для детей и молодёжи особое место занимает "Книгуру" -- единственный, по моим данным, конкурс, где победа определяется читательским голосованием. Прямо выкладывают тексты в интернет: прочитали -- голосуйте. Я раньше читала все произведения подряд. Хотя голосовать имеет право только целевая аудитория, от десяти до шестнадцати. А потом как-то подзабросила в пользу сказки про бычка-соломенного бочка и короткий список прошлого года читаю только сейчас. Неожиданно заинтриговал подростковый роман Серафимы Орловой "Голова-жестянка" и  пришёлся по душе "Метод принцесс" О. Лукас. Хотя, казалось бы, что можно сделать нового в детском детективе, уж писано-переписано их... А писательнице это удалось.

Итак, в гимнастической секции произошла кража. Пропал конверт с деньгами на костюмы. Правда, потом нашёлся, но осадок остался. За расследование берутся две подруги-школьницы.

- Приставной шаг - это шаг судебного пристава! - крикнула Наташа.
- Тебе виднее, твой отец от них приставным бегом спасается, - сказала Ангелина, но никто её не понял, а Наташа нахмурилась и дальше бежала молча.

Аня пишет сказки про принцесс. У Наташи обострённое чувство справедливости. Маша владеет дедуктивным методом и навыками самоконтроля не хуже, чем у ниндзя. Читательской аудитории нравится гадкая девочка Ангелина. Штатная троллиха коллектива, она азартно развлекается за чужой счёт, дерзит, издевается. Потом оказывается, что Ангелине можно посочувствовать, потому что вся семья у бедного дитяти занята работой и самореализацией, а выращиванием Ангелины только какая-то дальняя родственница. Но жалеть маленького троллёнка и спускать её гадости на тормозах соученицы и не думают. Внезапно обнаруживается, что не столько травит Ангелина, сколько травят Ангелиной.

Вообще проблемам родительства в повести уделяется не меньше места, чем проблемам детства. Даже отзвуки сетевых дискуссий о родительских стилях слышны. Один Машин папа, "очень ответственный папа, он даже статью в интернете об этом написал: «Как я целый месяц один воспитывал младенца»", чего стоит. Обращает на себя внимание и то, как девочки опекают своих мам и пап. Одна общается с гостями, только убедившись, что родителям есть, чем заняться, другая бережёт их от своих проблем до такой даже степени, что не плачет в их присутствии. С "Методом принцесс" будет небезынтересно познакомиться не только тем, кто "от десяти лет и старше", но и тем, кто их воспитывает. Но рекламы спортивным секциям в целом и художественной гимнастике в частности повесть не делает. Это тоже хочется отметить.

Аня закрыла тетрадку. Иногда сказки получаются совсем не о том, о чём ты их пишешь. И даже не о том, о чём думаешь. Сказки - самая непредсказуемая вещь на свете.

"Голова-жестянка" Серафимы Орловой, получившая, кстати, премию Крапивина в 2018 году, предназначена скорее для подростков. Снова кружок, только не спортивный, а технический. Под руководством местного энтузиаста отроки и отроковицы собирают роботов. В качестве промоушна выпустили в местном торговом центре орду железных тараканов. Хорошо хоть, никакого блаттофоба не хватил апоплексический удар! Меня хватил бы, клянусь. Однажды Женя-Жесть и Ваня Приходько, объединённые взаимной симпатией и некоторой слабостью рассудка, забираются в поисках деталей в заброшенное здание. Женя упала, сломала ногу и получила сотрясение мозга. Ваня... непонятно, то ли долго бегал за подмогой, то ли вообще не побежал, дурно ему стало. Родители Жени грозились судом, был неимоверный скандал, и вся симпатия пошла куда подальше. Вот такая завязка.

Насчёт Жести буду категорична: там сотрясом дело не ограничилось. Сознательно ли, нет ли, С. Орлова даёт яркую картину травматического поражения головного мозга. Contusio cerebri, а по-русски ушиб мозга. Раздражительность, приступы дисфории, нарушения памяти и внимания... Естественно, зачем нормальному, здоровому юноше такая подруга?

- Просто сделай как раньше, - безнадёжно говорю я. - Мы можем просто дружить. Хотя бы.
- А ты думаешь, с тобой сейчас у кого-то получится дружить? Ты же изменилась, не понимаешь? Ты такая стала… - Приходька мотает головой, затем отворачивается, сжимается весь.
- Всё, из-за ноги я теперь второй сорт? - я медленно поднимаю трость и веду ею по перилам. Тыр-тыр-тыр-тыр.
- Да не в ноге дело. Просто ты другая теперь. Злобная, как…

Женя ожесточённо глумится над бывшим другом, высмеивает его. В конце концов Ваня, взрослый лоб на год старше, не погнушался её, хромую, с палочкой, избить, разорвал зимнюю одежду, разбил телефон. В комментах мальчики выражают солидарность с Ваней. Через какое-то время после безобразной драки Ваня попросил прощения... и Женя с ним помирилась. С подачи руководителя кружка. Видимо, ему недостаёт драмы, и надо, чтобы Ваня Женю вообще зарезал.

Единственной здравомыслящей персоной во всей пиесе мне показалась Лида, неугомонная "дама с собачищей", которая единственная Евгении помогла. Хоть привести себя в порядок и до дому дойти. Остальные какие-то одержимые. Взять хотя бы боготворимого старшего братика Макса, который то топит сестрицу в стиральном тазу, то швыряется в неё горячей кастрюлей. Женя-Жесть действительно озлобилась, но смешно предъявлять ей претензии: мир-то вокруг неё каков? И никакие забавные роботы и занятные конкурсы не изменят царящего вокруг насилия. То есть либо быть самой жёсткой паучихой в этом паучатнике, либо вообще не быть. Написана "Голова-жестянка" своеобразно, остро, "с лица необщим выраженьем". Флэшбэки создают пульсирующий ритм, который невольно ассоциируется с нездоровой ЭКГ... Тяжело было читать, если честно.




Upd.: оказывается, обе книги уже вышли в бумажном варианте: "Голова-жестянка" в издательстве "Компас-Гид", а "Метод принцесс" в "Речи",  что как бы иллюстрирует амплуа обоих издательств. А пока ознакомиться можно в сети: "
Метод принцесс" О. Лукас: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-devyatogo-sezona/metod-printsess
"Голова-Жестянка" С. Орловой: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-devyatogo-sezona/golova-zhestyanka

Про третью заинтересовавшую книгу, "Магию Зеро" Евгении Овчинниковой, напишу позже.

книги для подростков, 2018, насилие, 21 век, детские книги, травля, русский язык, подростки, инвалидность, 2019, технологии, дети, Россия, детектив, спорт

Previous post Next post
Up