Хотела писать совсем про другое, но принесу в сообщество очередную детскую повесть. Мне часто попадаются книги о подростках-фланёрах, ничем особенно не занятых и ничем не выделяющихся, но с таким самомнением, что даже боязно. Вот и "День глухого кита" Кристины Стрельниковой (новое для меня имя) как будто бы из этого ряда. Но -- не вполне.
Главный герой, четырнадцатилетний школьник по прозвищу Кит, случайно разбил тётин чайник, память о покойной подруге. Его ругали. Он сперва слышал ругань, а потом раз, и перестал слышать. По-хорошему, надо укладываться на диагностику в ПНД, но мальчугана пожалели, оставили в привычной среде, и он без слуха сидит на уроках, пытается по губам читать. Меня это нисколько не удивляет. Сама несколько лет проучилась бок о бок с неслышащей девочкой. Школа тянула её с тройки на двойку, потому что родители наотрез отказались от специнтерната. "Наша дочь будет расти среди нормальных," и точка. Мальчик, кстати, сам ходит к воротам интерната, расположенного в тупике имени Кого-то там, и пытается наладить общение с глухими. Скорее всего, ему надо совсем в другой интернат, и глухота истерическая. Это очень удивительно, потому что мальчуган по характеру скорее эпилептоидный.
Что касается кота, то тут я раздваиваюсь. Иногда мне кажется, я так его обожаю, что готов прижать и придушить на радостях, такого волосатого придурка. Он классный, но иногда так бесит! И тоже хочется придушить.
- Отстань! Обойдешься.
Но Мастер Йода все кидался в ноги и допрыгался - опрокинул миску с водой. Смотрел так умильно и приторно. Я откинул его ногой.
Во мне что-то такое поднялось… пенистое, кипучее. Во рту оказался привкус гранатового сока.
Кот посидел, прижав уши, но снова подбежал. Встал на задние лапы, зацепившись когтями за джинсы. От него шла вибрация: он мурлыкал. Мурлыкал ради еды.
Тогда я размахнулся и ударил его. Даже не успел подумать ни о чем. Я дал ему в нос, кажется. Кот клацнул зубами. А пусть не лезет. Маленький тупой волосатый мешок!
Кот опустил морду к самому полу и отполз в угол. Вот так вот. Хоть доставать не будет, подлиза!
Потом мальчик обнаруживает, что вышиб коту зуб, трогательно просит у бедного животного прощенья, кормит его мясом, заботливо расщипав кусок на волокна, и смотрит с ним на облака, подозрительно похожие на китов. Да, киты - это основополагающее увлечение нашего героя. Он их мечтает спасать, хотя ни одного кита не видывал даже издали. Отношение к семье... снисходительно-брезгливое. Моя семья вообще не похожа на меня. Они не любят колу. Они любят гречку и геркулес. Человече, какая гречка? Иди работай! Отношение к учёбе, как к каталажке, отсидеть и выйти, чтобы вернуться снова. Приятели. Комп. Киты вот, приобретшие уже характер наваждения... Дико звучит, но, только лишившись слуха, Кит понимает, насколько он был ничем не загружен и ни во что не вовлечён. Что будет вместо дружеской болтовни? Уединённые размышления. Вместо кино и телика? Книги, причём к Достоевскому и Оруэллу восьмиклассник категорически не готов и понимает что-то своё, с текстом слабо соотносящееся. А вместо друзей -- неужели вот эти. чужие, незнакомые... неговорящие?
Но большой мир только слегка дохнул на Кита своим холодом. Финал счастливый -- для всех, способных поверить, что не самый толковый школьник на домашнем компьютере способен соорудить нечто, интересующее науку и военное ведомство. Наступил ли вожделенный читательницей, да и писательницей, душевный рост? Вряд ли. Такого Кита я могу вообразить и взрослым юношей, и сорокалетним, и даже пожилым -- только суетиться вокруг его здоровья и его типа гениальных разработок будет уже не мама, а супруга. Кокнул памятную вещь, купил новую, потом опять кокнет. Ударил кота, обласкал его, завтра опять ударит. Жизнь идёт. Оглох, начал слышать, завтра снова оглохнет.
Прочесть можно здесь:
https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=3514