Герpaда Ландсбергская (ок. 1130 - 25 июля 1195) - эльзасская монахиня, писательница и художница.
Принадлежала к знатной эльзасской семье. Родилась в Ландсбергском замке. В 1167 г. стала аббатисой монастыря. Немного раньше - в 1165 г. начала работу над своей книгой «Сад Наслаждений» ("Hortus deliciarum").О "Саде наслаждений из книги Олега Воскобойникова "Тысячелетнее царство":
"В конце XII в. просвещенная настоятельница монастыря Геррада Ландсбергская написала энциклопедию под названием «Сад наслаждений», снабдив ее 636 миниатюрами, насчитывавшими около 9 тысяч фигур. Великолепная рукопись Геррады погибла в Страсбурге в 1870- 1871 гг., во время Франко-прусскойв ойны, но была реконструирована по высококачественным калькам, сделанным в XIX в. Наряду с появившейся на несколько десятилетий раньше «Цветистой книгой» каноника Ламберта Сент-Омерскогоэто одна из самых значительных попыток создания настоящей христианской энциклопедии, где все образы подчинены религиозному воспитанию читательниц. Среди многочисленных схем есть одна, на которой изображен свод наук во главе с Философией в центре круга.
В руках у нее филактерий с надписью, гласящей, что всякое знание исходит от Бога. Платон и Сократ, в данном случае персонифицирующие философов, пишут свои сочинения, устроившись у ее ног в центральном круге. Фигуры семи свободных искусств со своими атрибутами расположились в арках по кругу. Семилепестковый цветок замкнут идущей по внешнему кругу надписью «Это упражнения, которые философия мира изучила, изучив, усвоила, записала и передала своим ученикам, обучая их семи искусствам, эта философия элементов исследует и тайны вещей». Стройная схема богодухновенного человеческого знания подобна той, что в те же годы могли лицезреть на розе Ланского собора.
Конечно, изображение, созданное Геррадой, более содержательно, поскольку вмещает довольно пространные комментарии и сопровождается текстом на предыдущих страницах.
Такое совмещение нарратива и классификации, текста и образа очень удобно для историка идей. Но правильное понимание этого памятника возможно, только если рассматривать его наряду с другими памятниками, на первый взгляд менее красноречивыми. В Геррадовой диаграмме не нашлось места тем знаниям, которые были популярны в обществе, но не получили божественной благодати с точки зрения правоверной монахини. Однако игнорировать оккультные науки было нельзя, поскольку их существование признавалось, хотя ине поощрялось уже Исидором («Этимологии». XX, VIII, 9), а вслед за ним Гуго Сен-Викторским («Дидаскаликон». VI, 15) и другими мыслителями XII-XIIIвв. Геррада, подобно многим своим современникам, предоставила оккультным знаниям место вне совершенного круга, снабдив четыре фигуры «поэтов или магов» (poete vel magi) красноречивой надписью: «По внушению нечистого духа они пишут о магическом искусстве, слагают вирши и неправдоподобные комментарии». Не секрет, что Вергилий часто воспринимался тогда не только как великий поэт, но и в роли чернокнижника. Геррада провела эту аналогию еще дальше."
Еще некоторые иллюстрации (
отсюда; по ссылке можно, кстати, почитать выводы по истории моды на основе миниатюр из "Сада Наслаждений"):
Эпизод из притчи о добром самаритянине
Иллюстрация к рассказу об Антихристе. Надпись справа: «Один из тех, который ему (Антихристу) сопротивляется, будет засунут в печь».
Торговец, разбойник и обнявшаяся пара.
Вооруженный копьем разбойник, как и стоящие рядом с ним персонажи, составляли часть миниатюры, которая изображала Христа, изгоняющего из храма тех, кто недостоин быть там. Справа от разбойника находится торговец (ростовщик), а слева - пара, надпись над которой гласит: «Молодой человек, порочный соблазнитель, обнимающий свою возлюбленную».
Двое молодых людей забавляются, дергая веревочки, чтобы заставить двигаться две фигурки сражающихся рыцарей.
Вереница избранных для Страшного суда: кающиеся грешники и праведники.
Три короля мага (Бальтазар, Гаспар и Мельхиор)
Одержимый демоном. Пример сцен исцелений, совершенных Иисусом.