Геррада Ландсбергская "Сад наслаждений"

Dec 13, 2018 19:28




Герpaда Ландсбергская (ок. 1130 - 25 июля 1195) - эльзасская монахиня, писательница и художница.
Принадлежала к знатной эльзасской семье. Родилась в Ландсбергском замке. В 1167 г. стала аббатисой монастыря. Немного раньше - в 1165 г. начала работу над своей книгой «Сад Наслаждений» ("Hortus deliciarum").О "Саде наслаждений из книги Олега Воскобойникова "Тысячелетнее царство":
"В конце XII в. просвещенная настоятельница монастыря Геррада Ландсбергская написала энциклопедию под названием «Сад наслаждений», снабдив ее 636 миниатюрами, насчитывавшими около 9 тысяч фигур. Великолепная рукопись Геррады погибла в Страсбурге в 1870- 1871 гг., во время Франко-прусскойв ойны, но была реконструирована по высококачественным калькам, сделанным в XIX в. Наряду с появившейся на несколько десятилетий раньше «Цветистой книгой» каноника Ламберта Сент-Омерскогоэто одна из самых значительных попыток создания настоящей христианской энциклопедии, где все образы подчинены религиозному воспитанию читательниц. Среди многочисленных схем есть одна, на которой изображен свод наук во главе с Философией в центре круга.


В руках у нее филактерий с надписью, гласящей, что всякое знание исходит от Бога. Платон и Сократ, в данном случае персонифицирующие философов, пишут свои сочинения, устроившись у ее ног в центральном круге. Фигуры семи свободных искусств со своими атрибутами расположились в арках по кругу. Семилепестковый цветок замкнут идущей по внешнему кругу надписью «Это упражнения, которые философия мира изучила, изучив, усвоила, записала и передала своим ученикам, обучая их семи искусствам, эта философия элементов исследует и тайны вещей». Стройная схема богодухновенного человеческого знания подобна той, что в те же годы могли лицезреть на розе Ланского собора.

Конечно, изображение, созданное Геррадой, более содержательно, поскольку вмещает довольно пространные комментарии и сопровождается текстом на предыдущих страницах.
Такое совмещение нарратива и классификации, текста и образа очень удобно для историка идей. Но правильное понимание этого памятника возможно, только если рассматривать его наряду с другими памятниками, на первый взгляд менее красноречивыми. В Геррадовой диаграмме не нашлось места тем знаниям, которые были популярны в обществе, но не получили божественной благодати с точки зрения правоверной монахини. Однако игнорировать оккультные науки было нельзя, поскольку их существование признавалось, хотя ине поощрялось уже Исидором («Этимологии». XX, VIII, 9), а вслед за ним Гуго Сен-Викторским («Дидаскаликон». VI, 15) и другими мыслителями XII-XIIIвв. Геррада, подобно многим своим современникам, предоставила оккультным знаниям место вне совершенного круга, снабдив четыре фигуры «поэтов или магов» (poete vel magi) красноречивой надписью: «По внушению нечистого духа они пишут о магическом искусстве, слагают вирши и неправдоподобные комментарии». Не секрет, что Вергилий часто воспринимался тогда не только как великий поэт, но и в роли чернокнижника. Геррада провела эту аналогию еще дальше."

Еще некоторые иллюстрации (отсюда; по ссылке можно, кстати, почитать выводы по истории моды на основе миниатюр из "Сада Наслаждений"):


Эпи­зод из притчи о доб­ром сама­ри­тя­нине



Иллю­стра­ция к рас­сказу об Анти­хри­сте. Над­пись справа: «Один из тех, кото­рый ему (Анти­хри­сту) сопро­тив­ля­ется, будет засу­нут в печь».



Тор­го­вец, раз­бой­ник и обняв­ша­яся пара.
Воору­жен­ный копьем раз­бой­ник, как и сто­я­щие рядом с ним пер­со­нажи, состав­ляли часть мини­а­тюры, кото­рая изоб­ра­жала Хри­ста, изго­ня­ю­щего из храма тех, кто недо­стоин быть там. Справа от раз­бой­ника нахо­дится тор­го­вец (ростов­щик), а слева - пара, над­пись над кото­рой гла­сит: «Моло­дой чело­век, пороч­ный соблаз­ни­тель, обни­ма­ю­щий свою возлюбленную».



Двое моло­дых людей забав­ля­ются, дер­гая вере­вочки, чтобы заста­вить дви­гаться две фигурки сра­жа­ю­щихся рыца­рей.



Вере­ница избран­ных для Страш­ного суда: каю­щи­еся греш­ники и пра­вед­ники.



Три короля мага (Баль­та­зар, Гас­пар и Мель­хиор)



Одер­жи­мый демо­ном. При­мер сцен исце­ле­ний, совер­шен­ных Иису­сом.

латынь, средневековье, религия, иллюстрации, Франция, Европа

Previous post Next post
Up