"Невесты джихада" Анхелы Родисьо

Dec 10, 2018 21:32

Анхела Родисьо [Ángela Rodicio] - испанская журналистка из Галисии родом. Она специализируется на Ближнем Востоке, начинала профессиональную деятельность во время войны в Персидском заливе. Список премий и регалий Родисьо поражает воображение. Её имя упоминается в документальном романе Артуро Переса-Реверте "Территория команчей", причём в довольно уничижительной форме:

За ним [Германном Терцем] по пятам ходили все, кроме Крошки Родисио, которая, два года проработав репортёром в горячих точках, из скромной студенточки превратилась в ходячий кладезь опыта и не нуждалась в том, чтобы её учили. Её не смущало то, что она путала калибры или могла сказать, что, пикируя, бомбардировщик Б-52 одновременно сбрасывает бомбы, - спасать положение она предоставляла Маркесу или тому, кто работал с ней оператором. Может быть, поэтому Крошка Родисио пренебрежительно отзывалась о Пако Эгиагарае, Альфонсо Рохо и вообще обо всех, и была очень резка с членами своей съемочной группы. Мигель де ла Фуэнте, Альваро Бенавент и те, кто прошёл через это, говорили, что работать с ней - всё равно, что работать с Авой Гарднер.

Про внешность там тоже есть обидное, и закрадывается подозрение, что мэтр здорово завидовал.




Собственная книга Анхелы Родисио, "Невесты джихада" [Las novias de la Yihad], оставляет гораздо лучшее впечатление, чем "Территория команчей". В первую очередь потому, что для неё Ирак не абстрактная "территория", а древняя страна с великой историей, которая не просто повлияла на мировое сообщество, а стала его основой. На нашей родине был написан первый закон человечества, цитирует Родисьо иракскую конституцию, и против правды не попрёшь. Кодекс Хаммурапи - один из самых древних юридических памятников. Но времена меняются, меняется законодательство. Когда журналистка задалась вопросом подзаголовка: Почему европейские девушки решают уехать в «Исламское государство» (на обложке прибавлена сноска "организация, запрещённая в России" -- это так полагается?), ей предложили посетить... Лондон.

«В этом доме в 1848 году было основано братство Прерафаэлитов». «Джеймс Робинсон (1813-1862), первый стоматолог, который использовал анестезию, жил и работал здесь - до него в мире не не было хлороформа». «Леди Оттолайн Моррелл, хозяйка литературного салона и покровительница искусств, жила здесь с 1873 по 1938 год». «Дама Миллисент Гарретт Фоссет, пионерка движения суфражисток, жила и умерла в этом доме с 1847 по 1929 год». Я иду с Асией, одетой в абайю и никаб, по направлению к Британскому музею по самому центру района интеллектуалов, которые сформировали мою систему культурных ценностей.

Родисьо разносторонне эрудирована и не любит упрощать, вводя в культурный контекст. Поразила глава "Страна меньшинств", где перечислены основные национальные и религиозные сообщества Ирака. Их более десятка. И у всех свои земли, своё кредо, своя позиция. А мы видим только три-четыре "официально представленных" стороны: шиитов, суннитов, курдов. Йезидов - благодаря в том числе деятельности нобелевской лауреатки Надии Мурад. И всё же нельзя объять необъятное. "Невесты джихада" очень плохо структурированы. И если отжать исторические сведения, кровавые реалии сегодняшнего дня, в сухом остатке вопрос Почему европейские девушки решают уехать? не имеет ответа. Информанток очень мало. Можно сказать, что они не возвращаются. А нам остаётся только строить предположения: то ли виноват экзистенциальный вакуум, в котором живёт молодёжь, то ли продуманная агитация в социальных сетях, то ли наркотики. Утверждается, кстати, что наркотические средства в таблетках не считаются в рядах "воинов джихада" предосудительными. За курение табака расстрел, а таблетки ничего, как лекарство. Это действительно так?

В общем, "Невесты джихада", при всей сложности для восприятия, расширяют горизонты. Проблема не исчерпана, а за попытку спасибо.

журналистка, война, 2018, Испания, 21 век, религия, Ирак, русский язык, документалистика, non-fiction, испанский язык, новинка

Previous post Next post
Up