Фэнтези: "славянский" вопрос

Nov 03, 2018 23:54

Мифология, фольклор и история Восточной Европы -- благодатная почва для фантазии. Здесь нет набивших оскомину эльфов и гоблинов! -- зазывало в девяностые годы издательство "Азбука" то на "Волкодава" Марии Семёновой, то на цикл о Владигоре (автора благополучно забыла, извините), -- Здесь воскресает наша, славянская волшебная реальность.

-- Во-первых, что значит "наша славянская"? -- придирчиво бухтела я, -- Нет ли тут шовинизма? Неславянам уж и вход воспрещён? А во-вторых, что значит "воскресает"? Можно подумать, она когда-то умирала. Домового закармливали? В крещенский вечерок гадали? Вот и не надо басен.
Однако "Волкодава" прочла исправно. На "Владигоре" сломалась. И несколько позднее узнала, что зарубежная фантастика тоже не теряла времени даром, осваивая восточноевропейские просторы. Пример тому -- "Русалка", "Черневог" и "Ивгение" (sic) К. Черри [C. J. Cherryh], где место действия -- Украина. Тоже, кстати, в девяностые годы создавалась трилогия.





А вот ещё один опыт на экзотическую тематику русалок, леших и водяных -- GrishaVerse молодой американской фантастки Ли Бардуго []. То есть, кроме шуток, вселенная Гришей. Или Гриш. Так, очевидно, в честь отца-основателя Григорья Распутина, называют себя колдуны огромной страны Равки, в которой всё есть, кроме порядка. Равка подозрительно смахивает на царство Евстигнея Тринадцатого из "Ивана да Марьи" и немного на Барраяр. Демонические волькры-волгры прилетели прямиком из "Розы мира". Сразу скажу, я не осилила. Книгу часто ругают, высмеивают игру на балалайке в палатке (большевики всегда играют на бабалайках (с)), вездесущий квас, которым напиваются допьяна... А я сижу и думаю, неужели я одна такая дряхлая, что помню вкус пьяного кваса? Не в нём дело и не в развесистой клюкве, а в том, что многообразный и, что ни говори, нескучный фольклорный мир становится лишь фоном для тривиальной романтической истории о звёздном мальчике и девочке-серой мыши. Сам волшебный дар проснулся в юной Алине, только когда потребовалось спасти возлюбленного. Но, может быть, я неправа, и "Тень и кость" есть смысл дочитывать?

Совсем иное впечатление производит "Медведь и соловей" Кэтрин Арден [Katherine Arden], к которому так и просится подзаголовок "Детство Василисы Премудрой". Конечно, и там не без клюквы: чего стоит родовитый боярин, систематически принимающий роды у скота, или боярыня, по весне страдающая дистрофией с голодухи? Зато российская публика оценит антиклерикальный задор легенды, предостерегающей от борьбы с мелкой нечистой силой. Она там всевозможная: банника, домовых, водяных, упырей представляют себе все. А о существовании Вазилы, конюшенного духа, в Беларуси до сих пор дискутируют: не сам ли его измыслил ретивый этнограф? В "Медведе и Соловье" наряду с историческими лицами: Иваном Калитой, Сергием Радонежским -- действуют и языческие божества. Два брата: недобрый, но договороспособный Морозко, и совсем уж кошмарный Медвед [Medved]. Арден знает русский язык, два года училась в Москве, и Московия у неё получилась весьма выразительная. Спасибо за пост https://fem-books.livejournal.com/1240656.html уважаемой сообщнице oryx_and_crake!

Вдохновила Наоми Новик [Naomi Novik]! Она недаром росла на польских сказках про Агнешку и её коровку, заблудившихся в сумрачном лесу. Её роман "Чаща" [Uprooted] в нашем сообществе уже обсуждался, и не раз: https://fem-books.livejournal.com/743228.html, https://fem-books.livejournal.com/748189.html. Эхма, лучше поздно, чем никогда, -- решила я и была вознаграждена несколькими часами чистого удовольствия. Итак, есть две страны, Росия и Польния. Польнийцы с росиянами много и со вкусом воюют, время от времени мирятся и продолжают сражения дипломатическими средствами. Договориться можно с кем угодно.

А с Чащей не можно.

Что такое Чаща, все понимают на свой лад. Для крестьян она -- врата ада, источник так называемой "порчи": болезней, разрушения, опасных зверей. Зона, Лес, Пещера, личностное враждебное, внеличностное тоже враждебное -- Чаща расползается по стране, как плесень по хлебушку, как хрен по огороду, и отдельные форпосты магов едва её сдерживают. В один из таких форпостов попадает прислугой Агнешка. Должны были забрать Касю, а забрали Агнешку.

Дальнейшее пересказу не поддаётся, ибо архетипично, местами жутко, а местами гомерически смешно. Любовную линию я бы похерила. Для развития характеров она не слишком-то важна, приключения и контакт удались бы и помимо амуров. Из полюбившихся цитат:
Яга? Чему, ради всего святого, Саркан тебя учил? Яга -- это же фольклорный элемент. Приписываемые ей деяния на самом деле совершала горстка настоящих магов. С годами эти истории обрастали фантастическими подробностями, приукрашивались, преувеличивались, обретали мифический размах...
"Чаще", чтобы обрести мифический размах, не нужно приукрашиваний и преувеличений. Сама справится.

2018, взросление, 2017, русский язык, Польша, Украина, этническое фэнтези, 2016, 21 век, young adult, фэнтези, США, английский язык, Россия, новинка, фольклор

Previous post Next post
Up