Навстречу празднику, хе-хе

Oct 30, 2018 20:56

Приходилось слышать, что в конце октября-ноябре спрос на литературу ужасов повышается. Видимо, способствуют характерные праздники, ухмыляющиеся тыквы и летучие мышки из подручных материалов, в изобилии украшающие витрины, а также ежегодная драма замирания природы... В этот раз я выбирала "страшную" книгу по одёжке-обложке и, кажется, не прогадала. Итак, "Безмолвные компаньоны"  [The Silent Companions] Лоры Перселл.




Что пришлось по душе: атмосферочка. Причём не только викторианская -- она, нынче в моде, ею, похоже, никого не удивишь, но и каролинская. Времена правления Карла Первого остались в истории благодаря географическим открытиям, расцвету искусств, естественных наук, философии, а также, из песни слова не выкинешь, алхимии и оккультизма. Творили Джон Донн и Кэтрин Филипс, "несравненная Оринда". Строил свои шедевры Иниго Джонс. Гремела музыка, на сцене исполнялись утончённые пьесы-маски, завершавшиеся пляской актёров со зрителями... Надвигалась революция и гражданская война.

Именно в каролинский период из Нидерландов пришла мода на так называемых немых компаньонов, или dummy boards, доски-обманки. Это реалистичные интерьерные изображения людей и животных, написанные маслом по дереву. Например, вот:





А теперь вообразите, заходите вы в уборную, а там такое из тёмного угла таращится! Или целуетесь в беседке, и вдруг из кустов глядит... глядит, в общем. Барокко ценит аффект, весёлые недоразумения, мгновенный страх, разрешающийся смехом, ценит трагизм, ценит противоречие... А я ценю барокко.

Вообще безмолвие -- центральная тема "Компаньонов".  Не только деревянные компаньоны беззвучны. Молчит мертвец, с которого всё и началось.  Молчит немая Гетта, таинственная девочка с недоразвитым языком. Молчит опрятный чёрный котик Джаспер, который видит-видит во тьме, да рассказать не может. (Спойлер: с котом всё будет в порядке! спасибо, госпожа Пёрселл, хоть с котом всё будет в порядке!) Молчат слуги, потому что страшатся говорить. Молчат господа, потому что говорить стыдятся.

[что не понравилось]Что не понравилось: меня всегда смущает, когда разыгрывают мотив преступного дитяти, некого исчадия тлена и мрака, которое прост-таки обречено творить зло... Почему-то чаще всего это бывает девочка. Как будто бы ненависть и презрение к совершающим низкие поступки в последний момент направили на тех, кого не жалко. Так в советских книгах предатель или нарушитель закона маркировался: мол, из бывших. И сразу всё ясно, раз из бывших, значит, на что угодно способен. В случае Гетты ещё и сомневаюсь, что двенадцатилетняя хрупкая малышка чисто технически сумела провернуть в одиночку такое предприятие.

Центральный образ Элси, беременной вдовы, напоминает афоризм Герцена, популяризированный Мартином Эмисом: Смерть современныхъ формъ гражданственности скорѣе должна радовать, нежели тяготить душу. Но страшно то, что отходящій міръ оставляетъ не наслѣдника, а беременную вдову. Между смертію однаго и рожденіемъ другаго утечетъ много воды, пройдетъ длинная ночь хаоса и запустѣнія. Меня всегда занимало, а что будет, если наследник вовсе не родится? Кстати, нерождённые дети тоже молчат...

2018, 21 век, цыгане, 2017, русский язык, исторический роман, викторианская эпоха, английский язык, Великобритания, 17 век, новинка, 19 век

Previous post Next post
Up