Рэйчел Спет (Rachel Speght)

Aug 04, 2018 20:57



В 1615 году под именем Thomas Tel-Troth (Томас Скажу-Правду) был опубликован мизогинный памфлет - "Обвинение развратных, ленивых, сварливых и непостоянных женщин" ("The arraignment of lewd, idle, froward, and unconstant women"). Как и множество подобных текстов того времени, он был полон грубых шуток, анекдотов и примеров женской похоти, тщеславия и ничтожности. Особо активно автор использовал библейские примеры. Памфлет обрел популярность и долго ее сохранял - в XVII веке известно 13 переизданий, и еще 2 в XVIII в.
В защиту своего пола оппонировать автору решили три женщины. Первой из них и, к тому же, единственной, раскрывшей свое настоящее имя, была Рэйчел Спет - никому неизвестная девица из среднего класса, неполных 20 лет. Это был первый случай, когда англичанка выступила под собственным именем в качестве полемистки и критикессы гендерной идеологии.
В сочинении под названии "Намордник на Черноротого" ("A Mouzell for Melastomus") Рэйчел раскрыла при помощи акростиха подлинное имя автора "Обвинения" - Джозеф Светнам. Она прошлась и по грамматике, и по стилю памфлестита, ловко парировала его аргументы по правилам риторики, а также, что наиболее примечательно, выстроила собственную систему аргументации, на основе библейских текстов доказывая равенство женщин. Труд Спет - не просто очередной пример остроумной полемической игры, это одна из ранних попыток феминистской теологии и библейской критики.
Причем, Рэйчел Спет, что называется "зрела в корень" - она выбрала для реинтерпретации ту самую часть библейского текста, на которой традиционно основывались утверждения о женской второсортности и порочности, которой оправдывали угнетенное положение и подчиненный статус женского пола - историю создания и грехопадения людей.
Удивительно, но один из аргументов Спет, новаторский для своего времени, до сих пор блуждает по интернету в несколько перевранном виде. Я думаю, вы его узнаете:
"... материал, из которого женщина была создана, был очищенного рода, если можно так выразиться: ибо мужчина был создан из праха земного, а женщина была создана из части мужчины, после того, как он стал душою живою: и все же она не была произведена из ступни Адама, чтобы быть намного ниже его, и не из головы, чтобы превосходить его, но из его бока, возле его сердца, чтобы быть ему равной;

Она также утверждает, что мужчина был несовершенным творением (!) до того, как была создана женщина.
В этом есть немалый смысл - получается "венцом творения", последним и, по логике библейского повествования, самым совершенным созданием была все-таки Ева.

Откуда же у молодой девушки были такие знания риторики, логики, латыни, классических и христианских текстов, которые Рэйчел Спет проявила в своем сочинении? Ее образование, очевидно, следовало классическому учебному плану, обычно так учили только мальчиков, да и то далеко не всех.
Рэйчел Спет родилась в Лондоне в 1597 году, выросла среди духовенства и коммерсантов - типичный средний класс.
Отец ее был кальвинистским священником, преподавал в колледже Христа - одном из наиболее аристократических и элитных колледжей Кембриджа, был ректором двух лондонских церквей, также писал религиозные трактаты. Очевидно, он был ученым человеком. В семье было еще две дочери - Сара и Ребекка - и сын Сэмюэл. Это выживших, еще двое детей умерли в младенчестве.
О матери, увы, ничего неизвестно, кроме того, что она, вероятно, умерла между 1617 и 1621 годом.
В посвящении к своей второй и последней публикации, "Mortalities Memorandum", Спет упоминает также любимую крестную мать - миссис Мари Маундфорд. О личности этой женщины тоже толком ничего неизвестно...

"Mortalities Memorandum", вышедший в 1621 году, содержит два стихотворения, одно защищает право женщин на образование, другое представляет собой христианское размышление на тему смерти. Издание, в отличие от первого, не привлекло особого внимания.

В том же 1621 году Рэйчел Спет вышла замуж за Уильяма Проктера, кальвинистского священника в лондонской церкви St Mary Woolchurch Haw. Ее отец не проводил церемонию сам, но дал свое благословение. Она жила с мужем в Апминстере, Эссекс, до 1627 года, затем в Лондоне (церковь Сент-Джайлс Крипплгейт) до 1634 года. У пары было трое детей - Рэйчел (1627), Вильям (1630) и Джозеф (1634). После 1634 года она жила в Страдисхолле, Суффолк.

Неужели весь полемический запал и интерес к теологии закончились с браком и рождением детей?.. Похоже, нет.
В 1644 году муж Рэйчел был изгнан из своего прихода в связи с разногласиями, связанными с его симпатиями к идеям опального архиепископа Уильяма Лода (на тот момент уже сидел в Тауэре и был под судом по обвинению в государственной измене). Его супруга, Рэйчел Проктер была названа участницей этих споров. Впрочем, подробности, опять же, неизвестны...
По-видимому, это последнее упоминание о Рэйчел Спет.
Уильям Проктер умер в Страдисхолле в 1661 году. Поскольку имя жены не упомянуто в его завещании, можно предположить, что она умерла раньше.

Вот и всё.

Библия, религия, история феминизма, мизогиния, поэзия, забытые имена, английский язык, Великобритания, 17 век, Европа, переосмысление, фемкритика

Previous post Next post
Up