Виттория Колонна

Feb 24, 2018 09:06



Виттория Колонна в чёрном одеянии инокини. Портрет работы Кристофано дель'Альтиссимо
Виттория Колонна, маркиза де Пескара (Vittoria Colonna; 1490/1492-1547) - знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, успешная и известная поэтесса, влиятельная интеллектуалка своего времени

Колонна - древний итальянский аристократический род. Как водилось в таких семьях, Виттория в раннем возрасте, еще в 4 года была помолвлена с мальчиком из такой же знатной семьи, Фернандо д'Авалосом, с отцом которого, маркизом Пескары, её отец был очень дружен.

Виттория Колонна воспитывалась в семье своего будущего свёкра, при дворе его матери, Констанци д’Авалос, в то время управлявшей островом Искией. Здесь собирались все знаменитости того времени, Бернардо Тассо, Павел Иовий, Джакопо Саннадзаро и другие. Девушка научилась латинскому языку, приобрела большие познания в итальянской литературе и начала заниматься поэзией.

Когда в 1509 году она и жених достигли возраста 17 (по другим данным - 19) лет, их обвенчали. Брак, изначально заключённый по сговору, оказался исполненным глубокой любви, но при этом оставался бездетен. Однако, она усыновила родственника - Альфонсо дель Васто (который был младше ее всего на 10-12 лет).
Супруги проживали на Искии до 1511 года, когда её муж предложил свою шпагу борцам со вторгшимися французами. Он был взят в плен в сражении при Равенне (1512) и отправлен во Францию. В течение месяцев плена и последующих долгих лет военной кампании, последовавших за ним, Виттория и Ферранте обменивались самыми страстными письмами в прозе и стихах.

В 1525 году её муж был смертельно ранен при преследовании Массимилиано Сфорцы и скончался от своих ран в Милане в ноябре. Она получила известие о его смерти, будучи в Витербо, откуда стремительно отправилась в Рим.
35-летняя вдова собралась в монастырь, куда уже поступила как светский гость, но её отговорил папа Климент VII. Она поселилась на Искии в фамильном Арагонском замке (Кастелло Арагонезе), где оставалась в течение нескольких лет и оплакала смерть своего мужа в ряде стихов. Она отказалась от нескольких предложений руки и сердца и начала создавать те Rime spirituali , которые станут отличительными чертами её творчества.
В 1529 году она возвратилась в Рим, опустошение которого в 1527 году она счастливо избежала. Следующие несколько лет она провела между ним, Орвето, Искией и другими местами. В 1537 году она прожила в в Ферраре в ожидании разрешения папы отбыть в Святую землю из Венеции. Но путешествие не состоялось из-за её плохого здоровья. В Ферраре она обрела новых друзей и использовала своё влияние для получения разрешения основать капуцинский монастырь по просьбе отца Бернардино Окино. Ранняя смерть её воспитанника дель Васто заставила её окончательно распроститься с миром: она поступила в монастырь Сант’Анна в Риме.
Как отмечают современные литературоведы, её любовные и элегические стихи являются плодом скорее чувствительного и изящного подражательного дара, чем сильного оригинального таланта. Обессмертили её имя произведения, последовавшие за смертью её мужа, самыми выдающимися из них считаются сонеты её зрелых лет - благозвучные стихи, в которых звучит глубокое внутреннее благочестие, радостная надежда и неизменная вера. «Стилистика поэзии Колонны очень сдержанна, ей не свойственны эмоциональные порывы, и как будто отражает образ жизни поэтессы, своей почти аскетичностью поражавший её почитателей», отмечают исследователи. Как правило, отмечают, что её творчество находится в русле стиля Петрарки, но в крупном произведении Trionfo di Cristo отмечают также влияние Данте и Савонаролы.
Некоторые из её произведений были написаны при жизни мужа, но в большинство своём они относятся к периоду вдовства. После того, как отдельные рукописные списки её стихов начали хождение в читательских кругах, в 1538 году наконец было предпринято печатное издание. Оно содержало 136 стихов, которые позже получат название Rimi amorose - «любовные», так как они восхваляли достоинства её супруга и оплакивали его потерю. В следующем издании появится вторая группа стихов - 16 сонетов Rimi spirituali («духовные»).

Il cieco amor del mondo un tempo tenne...

Любила жизнь бездумно я годами,
Меня пьянила слава, как вино,
Но зря - в беде увидев жизни дно,
К Творцу пришла обратно со слезами.

И помогло. Пишу теперь гвоздями
Его Креста, а не простым пером,
Чернила - Его кровь. Пою я лишь одно:
Горение Христовыми Страстями.

Но вдохновенья нет. Бессильны тут Парнас,
Делос, Кастальский ключ. Ищу
Других холмов, другой воды алкаю.

Но горний мир закрыт для смертных глаз.
Молю! Даруй мне свет. От жажды трепещу.
Один лишь знак, и строчки засверкают!

(Перевод Софии Пономаревой)

Более поздние выпуски включали постоянно увеличивающееся число Rimi spirituali, что отражало изменившиеся интересы Виттории.
Как считается, эти издания вышли без одобрения Виттории, и их отбор остаётся на совести составителей. На сегодняшний день стихотворное наследие Виттории включает 390 стихов:
141 Rimi amorose (по большей части написаны между 1526 и началом 1530-х годов)
217 Rimi spirituali (1530-1540-е годы)
32 эпистолярных стихов

Любопытны ее отношения с Микеланджело: много лет, с 1537 года до самой ее смерти, она была его близкой подругой и музой, при этом, отношения были сугубо платоническими, так как Микеланджело откровенно предпочитал мужчин, а Виттория всегда отличалась благочестием, да и уже готовилась уйти в монастырь. Тем не менее, их связывали глубокие нежные чувства.

Друг и биограф художника Кондиви пишет:
"Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в её божественный дух и получив от неё безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество её писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства… Сам он написал для неё множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело.
А он, со своей стороны, любил её так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на неё, уже неживую, то поцеловал только её руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим."

Предчувствуя смерть, она в 1546 году велела перенести себя из монастыря бенедектинок св. Анны во дворец двоюродной сестры Джулии Колонны, где и умерла 15 февраля 1547 году в присутствии Микеланджело в возрасте 57 лет.
Накануне смерти она написала свой последний сонет, с которым с радостью предвкушала грядущую встречу с Творцом:

(Anima, il Signor viene, omai disgombra...)

Вижу, тучи прочь разгоняя, всё ближе Всевышний
Подходит. Из сердца вон моего, туманы   
Земной любви! на лик чтоб Его осиянный
Случайно теней не отбросить, порочных излишне.

Мне закрывало глаза пеленою ошибок давнишних.
Печалюсь - сияние Господне громадно,
Но его я не зрела. От самообманов
Освобождаюсь, так надолго меня обольстивших.

Бог, ликуя, всё ближе подходит. Торжество и веселье
Я чувствую, зная - не меньше меня Он доволен,
Что стал с нами своими дарами делиться -

Так, в изгнанье небес шествуем добровольно,
Мир слепой покидая, чтобы  в объятьях спасенья
Беспредельно божественной лаской мы смогли утолиться.

(Перевод Софии Пономаревой)

Взято из Википедии

итальянский язык, религия, русский язык, Италия, 16 век, поэзия, Ренессанс, любовь, судьба женщины, Европа

Previous post Next post
Up