Черногория: Милена Петрович-Негош Томпсон

Jan 15, 2018 22:37

Милена Петрович-Негош Томпсон [Milena Petrovic-Njegos Thompson] --американка черногорского происхождения. Отец её Милан, или Майло, Петрович-Негош принадлежал к правящему роду Черногории и вынужден был покинуть родину. В 2001 году единственная дочь пытается разобраться в кровавых хитросплетениях истории XX века и следует за отцом по всем виткам его сложной биографии: Черногория, Российская империя, Австро-Венгрия, США, Англия, Ирландия.



"Русская" часть полна несообразностей и прямых ошибок. Распутин называется безумцем-монахом, хотя он не был ни тем, ни другим; останки царской семьи почему-то оказываются захоронены в Москве... Политические же взгляды князя Милана исчерпываются одной фразой:
-- Во всём виноваты сербы.
Да, главный враг маленького княжества не Австро-Венгрия, не Великобритания и даже не Германия. Сербы в представлении Милана и мемуаристки приобретают демонические черты. Грабёж, мародёрство, пытки и казни сопровождали Черногорию под сербской властью...

Не в пример иллирийским "королям в изгнании", воспетым Доде, Милан оказывается человеком толковым и оборотистым и не гнушается пользоваться титулом и обаянием в личных целях. То и дело имя черногорского принца всплывает в связи с именем какой-нибудь великосветской леди. Одна из них, значительно старше Милана, оставляет мужа и детей и поселяется с любимым в ирландской провинции. Через несколько лет они приглашают в гости маленькую Милену, которая уже давным-давно не маленькая.

Неизвестно, сколько здесь подлинных рассказов отца, сколько домыслов дочери, да и сами описания встреч с князем Миланом как будто бы неполные. Много фигур умолчания. Недоговорённость оставляет зыбкое и тягостное впечатление: не образ отца, а словно бы его реконструкция, попытка воссоздания человека и мира вокруг него, которые в сущности так и остались вне понимания. В финале Милена посещает Черногорию, тогда ещё советскую. При виде её паспорта и фамилии Петрович-Негош таможенного чиновника только чудом не хватил удар. С симпатией мемуаристка пишет о красотах страны, о черногорцах, об обаятельном джентльмене, который за нею ухаживал и попрощался в аэропорту...  Но на родине предков она, как ни печально, иностранка -- и сама это осознаёт.

Посоветуйте, пожалуйста,  черногорскую литературу женского авторства, уж очень стало интересно 

война, Балканы, Югославия, 21 век, мемуаристика, биография, исторический роман, США, английский язык, 20 век

Previous post Next post
Up