Книжные циклы -- о пользе и вреде

Dec 06, 2017 09:52

Осенью этого года вышла заключительная книга тетралогии А. Борисовой "Земля удаганок", "Небесный огонь". Я очень её ждала, купила одна из первых, и в итоге тянула и откладывала до последнего, вот только вчера дочитала. И, хоть закончилось всё хорошо (тм) и среди обломков последней битвы потихоньку строится новый мир, я осталась, с печалью вздыхая о мире старом и о павших в этой самой битве... будь она неладна. Есть у Борисовой такая сквозная героиня Модун, преподавательница военного дела, и она под занавес бросает одну фразу:
-- Я сам вырастила сына для цели, и он её достиг. Отчего же скорбь моя кажется мне больше неба?




И Модун права: одни действующие лица достигают цели и навсегда уходят, другие остаются жить долго и счастливо уже за рамками эпоса, но ощущение "кончен бал, погасли свечи" сильнее, когда заканчивается многотомник. Привыкаю, что ли, больше? Я не сторонница бесконечных сиквелов в стиле "новые встречи с полюбившимися персонажами" -- но, как видится, форма многосерийной саги чаще исчерпывает персонажей и сюжеты полностью, до конца, чем единственное произведение. В конце сериала чаще стоит точка, а не многоточие. Если, конечно, не планируется ещё один сериал.

Бывают ситуации, когда эта закономерность нарушается, а многотомная эпопея не доходит до финала: по причинам ли чисто литературного характера, по биографическим (сошёл же с ума Мервин Пик, не успев дописать четвёртый волюм своего "Горменгаста"), а то и сугубо по коммерческим соображениям. Приведу пример: в серии "Век дракона" наряду с кучей ерунды попалась совершенно потрясающая книжка Терезы Эджертон "Ожерелье королевы" [The Queen’s Necklace]. Заглавие наводит ассоциации с Дюма-отцом, но на самом деле там другой литературный бэкграунд: Остен, сёстры Бронте, Жорж Санд и особенно "Графиня Рудольштадт", возможно, Теккерей и Диккенс, масоны, иллюминаты, ослабление абсолютной монархии, женская эмансипация, протофеминизм и даже еврейский вопрос в исполнении гоблинов. Если бы искали не магический артефакт, а драгоценности короны, была бы очаровательная комедия плаща и шпаги из георгианской эпохи. Повествование обрывалось на полуслове, явно предусматривая том второй, а далее, чем шут не шутит, и третий, и четвёртый, я ринулась искать продолжение -- и что же? Издательство, недовольное ходом продаж, сочло нецелесообразным продолжать серию. Меня это раздосадовало до крайности. Добро бы сама Эджертон потеряла интерес к "Ожерелью" и ударилась, скажем, в космооперу -- такой исход я поняла бы и приняла. Но вторжение рынка превратило полноценное произведение (или первую часть полноценного произведения, не суть важно) в какой-то обрубок, есть начало, нет конца. И не будет, что характерно. Если другое издательство не заинтересуется. Как же я теперь узнаю, что там у гоблинов?

Сибирь, 21 век, серия, 2017, русский язык, фэнтези, США, этническое фэнтези, английский язык, 20 век, Россия

Previous post Next post
Up