http://scepsis.net/library/id_3044.html Я наткнулась на него, когда искала, что переведено из ее эссе на русский язык.
Очень впечатлил один абзац - история женщины, участвующей в протестном движении:
"Я вспомнила о Падме, с которой путешествовала в Варангал. Ей всего лишь около тридцати, но поднимаясь по лестнице, она вынуждена буквально тащить своё тело, держась за перила. Её арестовали всего через неделю после операции по удалению аппендикса. Её били, пока не началось внутреннее кровотечение, которое привело к удалению нескольких органов. Раздробив её колени, полицейские любезно пояснили, что сделали это, чтобы «она больше никогда не смогла уйти в джунгли». После этого ей дали восемь лет тюремного срока. Сейчас Падма работает в «Амарула бхадху митрула», комитете родственников и друзей мучеников. Она разыскивает тела людей, погибших во время якобы «случайных» столкновений с полицией. Падма прочёсывает север штата Андхра-Прадеш на любом транспорте, который сможет найти (обычно это трактор), перевозя трупы тех, чьи родители или супруги настолько бедны, что не могут сами приехать за телами близких. Просто удивительны упорство, мудрость и мужество тех, кто долгие годы и даже десятилетия боролся за перемены или хотя бы надежду на справедливость. Сражаются ли эти люди ради свержения индийского государства, или борются со строительством крупных плотин, или против конкретного сталелитейного завода или шахты, или специальных экономических зон - суть в том, что они защищают своё достоинство, право жить и пахнуть так, как должны жить и пахнуть люди. Они сражаются, потому что «плоды современного развития» смердят, как мёртвая корова на обочине."
Под катом еще несколько абзацев, красочно описывающих положение бедняков в Индии.
"Страшно об этом говорить, но это правда - протест пахнет так, что впору зажимать нос. Это запах, скопившийся от тысяч человеческих тел, лишённых всего человеческого; тел, которым на долгие годы, если не на всю жизнь, отказали в первичных для человека (и даже для животного) потребностях, в здоровье и гигиене. Тела, замаринованные среди отходов наших больших городов, тела, у которых нет укрытия от ненастья, нет доступа к чистой воде, чистому воздуху, канализации или медицинской помощи. Наша якобы прогрессивная страна не сделала ничего, чтобы дать им кров: для этого не был разработан ни один план развития, не было создано ни одно учреждение. Им не помогает ни Национальная миссия городской реконструкции им. Джавахарлала Неру, ни любой другой проект по развитию трущоб, гарантированию занятости или улучшению уровня жизни. Им недоступна даже канализация, и они вынуждены справлять нужду на улице. Это люди-тени, которые существуют где-то в пространстве между планами и разработавшими их учреждениями. Они спят на улицах, едят на улицах, занимаются любовью на улицах, рожают детей на улицах, подвергаются насилию, режут овощи, стирают одежду, растят детей, живут и умирают на улицах.
Если бы кинематограф был формой искусства, воздействующей на обоняние - иными словами, если бы он мог передать запах - такие фильмы, как «Миллионер из трущоб» никогда не получили бы «Оскара». Запах подобной нищеты не сочетается с ароматом горячего попкорна.
Даже приблудная дворняга может найти себе нору. Но протестовавшие в тот день в Джантар-Мантаре были хуже, чем собаки. Они были обитателями мостовых. Кто они? Откуда пришли? Эти люди - побочный продукт «индийского чуда»; они, словно токсичные отходы, чавкают под ногами у сошедшего с ума процесса производства. Они одни из более чем 60 миллионов тех, кого в официальных отчётах называют «перемещёнными лицами»: люди, вынужденные бежать от сельской нищеты, постоянного голода, наводнений и засухи (во многих из которых виновен человек), от строительства шахт, сталелитейных и алюминиевых заводов, от шоссе и скоростных дорог, от 3,3 тысяч огромных плотин, выстроенных с момента обретения независимости, а теперь - ещё и от специальных экономических зон.
Они принадлежат к тем 830 миллионам, которые живут менее чем на 20 рупий в день, к тем, кто голодает, в то время как миллионы тонн зерна в государственных складах уничтожаются мышами или сжигаются (потому что дешевле сжечь пищу, чем раздать её бедным). Они родители десятков миллионов хронически недоедающих детей нашей страны и тех 2 миллионов детей, которые умирают, не дожив до пяти лет. Они - те миллионы рабов, которых перевозят из города в город для строительства «новой Индии». И такую жизнь называют «наслаждение плодами современного развития»?!"