Великобритания: Мэри Уолстонкрафт Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей"

Aug 29, 2016 03:15


Я читала многих британских писательниц и раньше (и еще больше не читала), выбрать книгу было сложно... Решила остановиться на классике - "Франкенштейне" Мэри Шелли. Об этой книге не раз упоминали в сообществе, был и отдельный пост.
Образы Франкенштейна и его чудовища очень известны, но у меня было довольно смутное представление об оригинальной истории. Смотрела только фильм "Виктор Франкенштейн" 2015 года, который, как выяснилось, почти ничего общего не имеет с произведением Шелли.
Стиль Мэри Шелли мне наиболее из ранее прочитанного напомнил Гауфа. Неудивительно - он ее младший современник, и оба относятся к традиции романтизма.
Шелли использует тот прием, который я встречала у Гауфа - истории вложены одна в другую по принципу матрешки: в письма Уолтона к сестре вложена история Франкенштейна, в нее - рассказ чудовища, в него - история Агаты, Феликса и Сафие.
Сам Виктор Франкенштейн - типичный романтический герой, тонко чувствующий и глубоко страдающий. И его "монстр", в общем-то, тоже.
Начало всем известно: Франкенштейн задался целью сотворить живое существо, мыслящее и чувствующее, и это ему удается. Создание Франкенштейна получилось человекоподобным, крупнее, выносливее и сильнее любого человека - и совершенно безобразным. Едва ожив, "монстр" сбежал из лаборатории Франкенштейна, а сам молодой ученый заболел он нервного потрясения. Это вообще характерно для эпохи романтизма: мужские персонажи - чрезвычайно ранимые натуры, они нимало не стесняясь рыдают от горя, а душевные страдания вызывают у них самые настоящие физические болезни. Сейчас, когда распространен миф о неэмоциональности мужчин, это выглядит несколько странновато, но по тем временам совершенно обычно.
Интересно, что Франкенштейн в течение двух лет вообще не беспокоился о бегстве своего создания, не пытался выяснить, где оно, как оно поживает и что делает. Похоже, он в принципе не задумывался о том, а что он будет дальше делать с этим существом. Как его учить, воспитывать, контролировать, взаимодействовать с ним? Не будет ли оно опасно для людей? Как воспримут его окружающие? Эти вопросы его не занимали.
Изначально франкенштейновский монстр вовсе не был злобным и жестоким, к людям он питал доброжелательное любопытство, также он не обделен и интеллектом. Однако его внешний вид был настолько отвратительным, что люди при его виде испытывали ужас и пытались либо сбежать, либо уничтожить его. Осознав свое полное одиночество и невозможность когда-либо быть принятым в общество людей, создание Франкенштейна возненавидело человечество и особенно - своего создателя, и приступило к мести.
Монстр пытался и договориться с Франкенштейном - он прекратит его преследовать и вообще не будет причинять вреда людям, если тот создаст ему пару, женщину, такую же, как он сам, чтобы у него было хоть одно близкое существо. Сперва ученый соглашается, но потом начинает думать о последствиях (вот раньше бы так!): а что если они размножатся, а что, если она окажется не менее, а более агрессивной, а что, если она не согласится соблюдать уговор, ведь она-то ничего не обещала? Франкенштейн отказывается от этой затеи, и чудовище продолжает мстить создателю, убивая близких ему людей.
Я не слишком вдавалась в критику романа, но видела, что пишут, мол, повествование от лица мужчин, женские персонажи играют вспомогательную роль, показаны мужскими глазами и т.д. Ну, примерно так, но что поделать, такие были времена...

reading the world, готический роман, русский язык, английский язык, Великобритания, Европа, классика, 19 век

Previous post Next post
Up