Год издания: 2015
Издательство: Эксмо
Серия: Этническое фэнтези
Роман о пазырыкской культуре? Звучит заманчиво. Кочевницы Горного Алтая наряду с верой в отца Небо, Бело-Синего, посвящались и в тайную религию Луноликой Матери. Особо даровитые становились её девами-воительницами, обрекая себя на вечное девство, злые насмешки, страх и суеверное почтение. С посвящения начинается рассказ. С боевого сестринства, скреплённого жертвой и честным словом. Как и любому союзу, сестринству Согдай, Ильдазы, Ак-Дирьи и Ал-Аштары суждено распасться. Но это будет потом, а сейчас девочки катаются по снегу и смеются.
Алтайская мифология в романе представлена весьма разнообразно и подробно. финалу уже все запомнят, чем ээ-торзы отличаются от ээ-борзы, а оба они от ээ-тоги и ээ-тай. Что же касается отношений Красного Цветка с её духом-покровителем, барсом, они обрисованы подчас психологичнее, чем, скажем, отношения с отцом или любимым мужчиной. Ритуалы завораживают, инициация тянет за собой, мифы живут и шевелятся. В их вселенную вступает чеканным шагом исследовательницы подруга Ал-Аштары, Очи, готовая в погоне за знанием пожертвовать годами, здоровьем, жизнью собственной - и чужой. Самый притягательный образ в книге и самый устрашающий.
Много в сюжете загадок. Кто такие лумо, что доказывает съеденный заяц и кого они символизируют (потому что они, как пить дать, символизируют)? Почему Камка и Кам одно и то же лицо, как в "Добром человеке из Сезуана"? Зачем Луноликой матери Девой избрали Ак-Дирьи, у неё даже дух-покровитель для войны неподходящий, с младенческим тельцем? За Ак-Дирьи обидно: почему как хорошая героиня, так стройная, а как нехорошая, так толстая и всё время ест?
Главная героиня мне скорее симпатична - гордая, высокомерная в хорошем смысле, меряет и себя, и других высокой мерой. Но до чего же ей тяжело! Другие власть имущие в книге властью наслаждаются, властью увлекаются, властью пользуются - для Кадын власть тяжкое бремя, могильная плита её стремлений. Она неприязненно, почти брезгливо относится к беспомощной маленькой китаянке на лотосовых ножках, которую привезли в жёны соседскому царю. Но сама, по существу, сидит в такой же золотой клетке. Быть может, чуть более просторной. Не царица, нет. Женщина-царь.
Предыдущие посты о книге:
http://fem-books.livejournal.com/882398.htmlhttp://fem-books.livejournal.com/1172040.html