Кувада

May 17, 2014 09:23

Оригинал взят у alraunae в Кувада
Кувада - couvade - «высиживание яиц» - обрядовая имитация родов мужем роженицы (мужчина симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребёнка и т. п.).

Этот обычай был распространён у многих народов. Его описывали ещё древнегреческие историки: Диодор Сицилийский - на Корсике, Страбон - у кельтов и басков Испании. Именно мужчина принимал поздравления от соседей, лёжа в постели с младенцем, в то время как родившая жена выполняла домашнюю работу и лишь время от времени подходила покормить ребёнка.
_
Бретон (первый миссионер на Гваделупе в 1635-1656 г) писал об индейцах Карибских островов: «У них существует довольно забавная церемония. После родов женщина тут же поднимается и принимается за работу. Муж тем временем располагается в гамаке, поглаживает живот и жалуется на сильную боль».

Обычай кувады еще недавно существовал у индейцев Калифорнии и Южной Америки, в Южной Индии, на Никобарских островах, на Сулавеси, на Борнео, у айнов.

Подобные обычаи существовали и у белорусов, а также в Смоленской губернии ещё в XIX веке. Муж при родах жены надевал платье или юбку, повязывал голову платком и стонал. Среди кавказских народов данный обычай зафиксирован у карачаево-балкарцев.

Полагают, что обычаи такого рода (якобы) связан со стремлением защитить роженицу и новорождённого от злых духов, обмануть их. Отец, в отличие от роженицы, "чистый" в ритуальном смысле и более сильный, как бы занимал её место и охранял ребёнка и дом от нашествия злых сил. Также, что более вероятно, отец таким образом как бы подтверждал права на ребёнка...

__

На Борнео и в Индии, у древних кельтов и у индейцев Южной Америки, в Африке и в Китае - в самых разных местностях и в самые разные эпохи бытовал один и тот же загадочный обычай. Когда женщина начинала рожать, ее муж немедленно удалялся в уединенную хижину, где принимался стонать и тужиться, и предавался этому занятию до тех пор, пока младенец не появлялся на свет. После этого он брал новорожденного к себе, и соплеменники начинали обращаться с новоиспеченным папашей так, будто он только что родил: кормили, прислуживали, давали кровоостанавливающие и заживляющие снадобья. А что же женщина? Она немедленно вставала и приступала к домашним делам или шла в поле, где работала наравне с другими, - разве что время от времени заглядывала к «родившему» папаше и кормила ребенка. (Вы спрашивали, при чем здесь страусы и высиживаемые ими яйца? А при том, что обычай этот получил у этнографов название «кувада», что в переводе с французского означает «высиживать яйца».)

«Древний обычай», - скажете вы. Не скажите! Говорят, в Гвиане женщина и в наше время прекращает работать лишь с началом родов, а через несколько часов уже «возвращается в строй». Папаша же лежит в постели и питается только жидкими кашками. Еще меньше века назад на Балканах муж во время родов ложился рядом с женой и стонал вместе с ней, а после рождения ребенка еще некоторое время оставался в постели.





http://www.az-customs.net/rus/arxlaw/he3455.htm
http://www.vkontexte.ru/kuvada
отсюда

Мужское, Интересное, Репродуктивный труд, Планета патриархата, История быта

Previous post Next post
Up