Из книги Пьера Брюле "Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху" (6)

Aug 23, 2013 21:50

Продолжаю выкладывать интересные отрывки из книги Пьера Брюле "Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху"
Читать Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11Часть 12

Часть 6

А в это время мальчики...

Жизнь мальчиков, в отличие от жизни девочек, представляла собой сплошное ожидание. В Афинах после церемоний, сопровождавших их биологичес­кий пубертат, они ждали, когда станут эфебами (в во­семнадцать лет), то есть начнут обучаться военному искусству, затем гражданами (в двадцать лет), затем возможности публично выступать на собраниях (тридцать лет) и исполнять свои первые обязаннос­ти в суде (тридцать и более), после собирать средст­ва, чтобы основать новый «дом», а значит, жениться (это проще сделать после смерти отца), наконец, они ждали денег от приданого матери, чтобы дать прида­ное дочери... А в Спарте, например, период становле­ния мужчины был еще дольше. До самой свадьбы эти мальчики, эти юноши, эти молодые мужчины могли иметь сексуальные связи либо с мужчинами, либо с продажными женщинами. В общем, мужчины всту­пали в брак лет в тридцать, а по Аристотелю и Плато­ну, в тридцать пять. Если нимфе четырнадцать, то разница в возрасте составляла пятнадцать - двадцать (разница, рекомендуемая Аристотелем) лет и более.


Для греков ценны оба вида сексуальности. Муж­ское тело, как и женское, представляется неизменно с нежной белой кожей. Гладкой, чистой, приятной и ароматной. Как прекрасны мальчики, о которых твердят эпиграммы «Антологии». Белокурые, реже темноволосые, «белоснежные». Сперва описывается взор (пылкий, живой), торс, бедра, ягодицы. «Маль­чик с видом девическим, / Просьб моих ты не слу­шаешь / И не знаешь, что душу ты / На вожжах мою держишь». И, разумеется, как первой среди краса­виц считается Афродита, среди мальчиков первый Эрос: «Нет, не Афродита это, Эрос это бешеный ду­рачится, как мальчик». «Если бы крылья тебе, если лук тебе в руки и стрелы, - / Был бы совсем не Эрот сыном Киприды, а ты» (Асклепиад Самосский. Пер. Ю. Шульца).

«У parthenos (девушки) нет ни сжимающего вас кольца (анальное отверстие - прим. автора), ни простого поцелуя, ни этого естественного запаха ко­жи, ни всех этих похотливых словечек, ни правдиво­го взгляда».

Оказывается, что все дело в неопытности parthenos, являющейся причиной ее второстепен­ного положения: «Девушка знающая - еще хуже! А взятые в зад, они все холодны! Но самое серьезное вот что: у них нет места, куда положить блуждаю­щую руку». Тем не менее греческий мужчина ценит не только содомский тип отношений и весьма лег­ко переходит от партнера к партнерше, что позво­ляет ему его полисексуальность. По крайней мере в уме, поскольку в реальности изобилие не всегда хорошо.

«Это больше не любовь! Я борюсь с тремя желани­ями; я горю из-за гетеры, parthenos и красивого маль­чика. И везде одни лишь страдания. С гетерой я устал умолять ее открыть мне дверь, закрытую для тех, у ко­го нет ни единой монеты. На пороге девушки я зами­раю распростертый, всегда настороже, не имея воз­можности одарить ее чем-то, кроме поцелуя. Мое третье желание, как сказать о нем? От него я получаю лишь взгляд и бесплодные надежды...»

Сами боги переменчивы, особенно Зевс, разве не причислил он Ганимеда к бессмертным и к смерт­ным одновременно? А мимолетность вообще являет­ся одной из самых распространенных черт любви к мальчикам.

«Двенадцать лет, прекрасный возраст, очаро­вывающий меня! Но дитя тринадцати лет при­влекательнее куда больше! Два раза по семь лет [пубертатный возраст] - и вы имеете самый со­блазнительный цветок Любви. Еще очаровательнее тот, кто только что завершил свое третье пятилетие. Шестнадцать лет - божественный возраст! Сем­надцать не для меня: оставьте его для Зевса! Если взять мальчика старше, это уже не детская игра, это "поиски подобия"».

Когда у мальчика ломается голос, сексуальные от­ношения с ним прекращаются. Это настоящее страда­ние: тот, кого любят, стареет, и быстро. «Виски покры­ваются легким пухом», «на бедрах растет колючий волос». Это конец. Кому нужна «сухая стерня»?

Что украшает мальчиков? Нежность, мягкость, белокурость, цвет кожи, подобный розам. А девочек? В любовных эпиграммах - кроме взора (как у мальчи­ков), больше всего упоминаются губы и груди. Часто проводится сравнение с цветами, особенно розами.

Красавица сожалеет: «О, моя свежая кожа, цвету­щие груди, гибкий мой стан, изящной формы ло­дыжки...» Свежесть и белизна, тонкость и изящество. Есть только один враг, от которого следует избавлять­ся: волосы. «Молочные груди», кожа тонкая, нежная, белая кожа, а главное... безволосая. Поскольку педе­растические отношения прерываются с появлением первого пушка на щеках мальчика, женщины стара­ются приспособить тело к господствующему эротиз­му - эротизму мужчин, любящих мальчиков, - и, как следствие, прилежно удаляют на теле все волосы, в том числе и на гениталиях, с помощью свечи, це­ной невероятных страданий. Прекрасно тело статуи, ребенка. Значит, вот откуда эта огромная разница в возрасте греческих супругов? Детское тело незрелой нимфы, еще не женское, несформировавшееся, и бе­лое, чистое и нежное, как тело мальчика, ничем не отталкивающее мужа. Мальчики и девочки: одна эс­тетика, одна эротика. Загадка брака девочек с весьма зрелыми мужчинами заключается в идентичности эстетических и эротических качеств двух полов в предпубертатный период. В Спарте было «принято иметь отношения с юными девами (parthenoi) со­гласно педерастической практике», то есть, судя по всему, в задней позиции; в подтверждение этого при­водится стихотворение Солона, являющееся недву­смысленно педерастическим:
Если пылает кто страстью, во цвете красы своей юной,
        Бедр красотою прельщен, сладкою нежностью уст...

6 (16). Пер. С. Радцига.

Античность, Женщины в прошлом, Брюле П., Литература, История быта

Previous post Next post
Up