Первые "борчихи"

Aug 02, 2013 21:31



Однако, петербургская публика с иронией отнеслась к невиданному зрелищу. Называя его участниц "борчихами".
"Вид у борчих не особенно эффектный,
- писал один из современников.-
Наоборот, большинство выглядят тощими и слабосильными.
Сразу же обнаружилось отсутствие того экстаза, который имеет место у мужчин-борцов. Женщины боролись как-то мягко, пожалуй, нежно, точно не желая причинить друг другу боль.
Во время борьбы то одна, то другая теряла гребенки и шпильки, которые распорядитель спешил поднимать, при общем смехе публики, смотревшей на это зрелище вообще шутливо.

Нельзя не смеяться при виде прекрасного пола, принимающего самые неизящные позы, ползающего на четвереньках и барахтающегося на полу.”



Одна из газет провела опрос мнений столичных художников о том, подходит ли женщине борьба.
Вот некоторые ответы:

“Вид женщин, мнущих и треплющих друг друга, может внушать либо отвращение, либо смех. В борьбе мужчин нет ничего дурного, но вид борющихся женщин производит впечатление чего-то дикого, некультурного, первобытного.”

“Я никогда не ходил на борьбу, зрелище это некрасиво. Женщинам тем менее подходит борьба, что женщина должна быть грациозна. А борьба, как свалка, исключает всякую грацию.”

Тем не менее, некоторые считали движения “борчих” пластичными, а некоторые заявляли, что иных “борчих” были бы не прочь пригласить на ужин. В результате, женская борьба привлекла к себе внимание и стала популярной.

На самом началось все гораздо раньше. К примеру . еще в 1890 году в “Пассаже” на Невском проспекте выступала “женщина-геркулес” мисс Мари. Она исполняла “наитруднейшие геркулесовские упражнения с гирями до 20 пудов весу, а также зубные эквилибры с разными тяжеловесными предметами”

В 1896 году в мужской атлетический клуб пришла заниматься 19-летняя эстонка Аугуста Йоост, выступавшая на арене с поднятием тяжестей под именем Линды Беллинг. Газета “Спорт” писала:”Хрупкая и худощавая на вид дама делает такие номера, которы е были под силу только серьезным атлетам. К примеру, однажды она взяла на плечи двух мужчин ( на длинном шесте) и стала с ними кружиться, чем вызвала бурю зрительского восторга”.



Cамая известная среди “борчих”, выступавших в цирке, была Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного.
До 1910 года она шесть раз завоевывала титул "чемпионки мира по борьбе" (Матлос - измененная фамилия для цирковых афиш - по мужу Матлаш).
С 1889 по 1910 годах Маша Поддубная шесть раз завоевывала звание "чемпионки мира по борьбе среди дам".

на фото Мария Поддубная (справа)

На рубеже веков на слуху были также имена таких женщин-борцов как Анна Знаменская, Фрида Дамберг, Элис Вильямс, Лора Беннетт, Хаазел Паркер, Мэри Харрис. Но безусловно, самой яркой звездой женского силового спорта и борьбы была Мария Лоорберг (сценическое имя - Марина Лурс).



Мария Лоорберг родилась 10 апреля 1881 года в Ревеле. ( в провинции царской России). Мария обладала мощным телосложением (вес 80кг при росте 168см). В 1903 году она стала ученицей российского тренера по атлетизму Адольфа Андрушкевича. Спустя два года, в 1905 году Мария уже выступала на карнавалах и в цирках Эстонии и других регионов России - как борец и манипулятор с тяжестями.



Мария Лурс (справа)



Мария Лурс легко жонглировала двумя двухпудовыми гирями (пуд - 16 килограммов), толкала двумя руками 5 пудов, вырывала одной рукой 3 пуда. Особо эффектными были номера, когда она лежа 32 раза выжимала ногами легкую штангу, на которой сидели два человека (общий вес - 184 кг), на поднятых ногах держала девять человек. Своеобразный рекорд она установила в августе 1913 года: упершись руками о колени, Лурс удержала на вытянутых ногах тринадцать человек общим весом 55 пудов (880кг - почти тонну). Ее трюк - "живая карусель" - верчение ногами платформы с людьми вызывал неизменный бурный восторг зрителей - в глазах рябило от
бешеного темпа, с каким Лурс раскручивала коромысло с "живым грузом" на концах.



Марина Лурс держит 9 мужчин не коромысле

Если в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в провинции, не избалованной зрелищами, отношение к этому было совсем иное.







В конце 1900-х годов прославилась некая Лариса Белая по кличке "Печь" (сибирячка родом из Омска), гастролировавшая
по России и за границей с силовыми номерами. Высоченная и полная Лариса (она весила около 120 кг при росте 185 см) практиковалась также в цирковой борьбе, которая была организована очень умело и вызывала неописуемый восторг зрителей.

На одной из афиш 1900-х годов было написано: "Непоборимая Лариса Белая. Всего три дня в Пензе. Поднимает и подбрасывает тяжести. Вызывает на борьбу смельчаков обоего пола”. Она особенно успешно боролась с мужчинами, для которых были приготовлены некоторые “дамские уловки”. Во время циркового представления выходил конферансье и  объявлял, что тому, кто сумеет победить Ларису в борьбе, будет вручен немалый денежный приз. Мужчины, клюнувшие на приманку, должны были сначала бороться друг с другом на выбывание, и лишь победитель встречался с Ларисой.

Проблема для ее соперников заключалась в том, что после нескольких предварительных схваток, они изрядно уставали, а достаточной передышки им не давали. Но и это было еще не все. Перед схваткой с Ларисой, ее и ее соперника ставили в обязательную исходную позицию - они должны были стать вплотную и сильно обхватить друг друга, сведя руки за спиной соперника. Распорядитель всегда мешкал с установкой позы, долго поправляя участников поединка. В результате плотного контакта с молодым дородным телом Ларисы, ее соперник приходил в смущение, стеснение и возбуждение, что не давало ему возможность сконцентрироваться на борьбе, да и просто мешало физически.

Как только раздавался сигнал к борьбе, мощная Лариса мгновенно приседала, резко заваливалась назад, увлекая за собой растерянного мужчину, и в падении переворачивала и подминала его под себя, после чего "судья" немедленно прекращал поединок, не давая мужчине опомниться (хотя после такого потрясения тот и так вряд ли сопротивлялся бы). Этот прием был настолько эффектным, что публика по полчаса стоя аплодировала Ларисе.



Дамская борьба. Обложка "Полис
газеты". Декабрь 1897г.
www.fscclub.com
Из старых газет. 1907 год
Чэмпионат женской борьбы
На днях впервые в Петербурге открылся чэмпионат женской борьбы. Состязания в борьбе происходили ежедневно в закрытом театре в Крестовском саду. Многие борчихи уже получили призы за борьбу в Москве, Одессе, Севастополе, Финляндии и за границей. Чистота приемов, ловкость и красота движений взывают шумное одобрение переполненного театра.



Типы соперниц. Опасное положение. Ожесточенная схватка.
Чэмпионат женской борьбы в Крестовском саду.

ЖЕНЩИНЫ-БОКСЕРЫ.
    Среди столичных спортсменок, многие сильно стали увлекаться боксом.
Упражняются они в гимнастическом институте общества «Богатырь».
Руководит боксом известный спортсмен и знаток бокса, поруч. Н.В.Тарасов.
В непродолжительном времени предстоит публичное выступление женщин-боксеров.



Starosti.ru

Старые фото, Женщины в прошлом, Самозащита, Женщины и спорт

Previous post Next post
Up