У меня смешанные чувства, потому что, с одной стороны, мне понравилось - я очень рада, что эта книга о ГУЛАГе женскими глазами, и не имперско-великоросскими глазами, кроме того
( ... )
Книга отличная, ярко и сочно написанная. А по-моему Зулейха делает единственно возможное в ее ситуации и благодаря этому выживает, да еще и спасает своего ребенка. Просьбами или бунтом она бы ничего не добилась, а только усложнила свое положение. Вот Керсновская в лагерях могла сопротивляться, у нее никого не было, да она и сама пишет, что могла не боятся за жизнь матери. А тем у кого за спиной ребенок/родители/близкие люди старались максимально слиться с окружающим ландшафтом. Всегда с удовольствием читаю о людях в нечеловеческих условиях, сохраняющих человеческое лицо... и завидую белой завистью, потому что не уверена, смогла бы я перенести испытания с таким же достоинством(.
И поэтому я очень удивлена воспоминаниями Керсновской. Не верить ей нет оснований, но как она смогла выжить с ее бунтарским характером не укладывается в голове... если только поверить в силу молитвы ее матери, но не думаю, что только ее мать молилась о своем ребенке. Но это немного не об этой книге, которую обсуждаем. Хотя так и просится вывод о пользе образования для выращивания чувства собственного достоинства, но к сожалению прямой корреляции нет.
Очевидно, бунтари выживают чаще, чем принято думать. А забитость и конформизм далеко не такие спасительные стратегии, как принято верить.
т.е. из женщин с детства растят не-бунтарей, именно, чтобы никто не бунтовала, понимаете? А такая жизненная стратегия не настолько нежизнеспособна, как нам говорят сказки.
Книга очень понравилась. Живая, яркая, бурлящая. Очень кинематоргафичная: некоторые картины так и стоят перед глазами (та же тонущая баржа, та же Упыриха на пороге разоренного дома, роспись дома культуры с последующим объяснением где в СССР у нас Париж, поиск сына и расстрел волчьей стаи, да и сама охота в урмане). Понравилось, как показано изменение взглядов самой Зулейхи: от религиозности - до практически атеизма естественно, без надрыва; обретение любимого дела и избавление от страха; принятие своих желаний (пусть не сразу
( ... )
Вы очень верно сказали про кинематографичность, я тоже, читая, думала, что это голливудский материал. Поэтому и сказачность с хэппи-эндом - вписываются Это все-таки добрая сказка..
Нет, ну Зулейха раз двадцать должна была умереть за время книги, и про что бы мы тогда читали? Конечно, тут много счастливых стечений обстоятельств, но а куда безнадежней-то? Мне кажется, баланс ужаса и надежды поддерживается в книге.
Comments 20
Reply
А по-моему Зулейха делает единственно возможное в ее ситуации и благодаря этому выживает, да еще и спасает своего ребенка. Просьбами или бунтом она бы ничего не добилась, а только усложнила свое положение.
Вот Керсновская в лагерях могла сопротивляться, у нее никого не было, да она и сама пишет, что могла не боятся за жизнь матери. А тем у кого за спиной ребенок/родители/близкие люди старались максимально слиться с окружающим ландшафтом.
Всегда с удовольствием читаю о людях в нечеловеческих условиях, сохраняющих человеческое лицо... и завидую белой завистью, потому что не уверена, смогла бы я перенести испытания с таким же достоинством(.
Reply
Reply
Но это немного не об этой книге, которую обсуждаем. Хотя так и просится вывод о пользе образования для выращивания чувства собственного достоинства, но к сожалению прямой корреляции нет.
Reply
А забитость и конформизм далеко не такие спасительные стратегии, как принято верить.
т.е. из женщин с детства растят не-бунтарей, именно, чтобы никто не бунтовала, понимаете? А такая жизненная стратегия не настолько нежизнеспособна, как нам говорят сказки.
Reply
(The comment has been removed)
в то время как баржи с кулаками топили НАРОЧНО
и неоднократно
и не только с кулаками
Reply
Reply
Поэтому и сказачность с хэппи-эндом - вписываются
Это все-таки добрая сказка..
Reply
Reply
Reply
вот тут интересное интервью Гузель Яхиной про ее семейную историю и книгу
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment