До сей поры коренные одесситы и краеведы называют дом по улице Еврейской, № 16 домом Анатра. Построил это симпатичное здание на углу Пушкинской и Еврейской улиц в 1884 году известный одесский архитектор Феликс Викентьевич Гонсиоровский . Собственно говоря, здесь два дома, разделенные въездом в уютный дворик.
Род Анатра происходит из Италии: они уроженцы Сицилии (там и сейчас проживают потомки, да еще - в Аргентине).
В 1870 - 1880-х Анатра владели крупными домостроениями в центре Одессы: на пересечении Почтовой и Пушкинской, Успенской и Канатной, на Еврейской и Пушкинской и др. В начале 1890-х офис торгово-промышленной фирмы "Братья Анатра", включавшей экспортный дом, пароходство и мукомольную мельницу, размещался на Почтовой улице, в собственном доме, а в числе братьев значились Иосиф, Антон, Анжело и Варфоломей Анжеловичи Анатра.
Хлебное дело фирмы Анатра типизировалось довольно оригинально: "КОМИССИОНЕРЫ, СПЕКУЛЯНТЫ И ЭКСПОРТЕРЫ". Поскольку слова "спекуляции" и "биржевые спекуляции" тогда не несли еще негативного смысла.
На художественно-промышленной выставке 1910 - 1911 годов в Одессе у Анатра был собственный павильон, в котором, в частности, выставлялись произведенные ими два аэроплана систем "Блерио - XI" и "Блерио - XII", детали к аэропланам. Суть в том, что Артур Антонович Анатра был президентом знаменитого Одесского аэроклуба (ОАК), фактическим основателем авиационного производства в Одессе. Перечень социальных регалий Артура Анатра невероятно широк: гласный городской думы, член Общества содействия академической жизни Императорского Новороссийского университета, почетный мировой судья, управляющий Сибирским торговым банком, член 2-го одесского общества взаимного кредита, председатель Новороссийского общества почтово-голубиного спорта, член совета Городового попечительства детских приютов и так далее, и тому подобное.
В нашем городе аэроклуб появился в 1908 году, практически одновременно с петербургским. И практически сразу его председателем стал Артур Анатра, готовый финансировать сначала приобретение, а затем и лицензионную постройку самолетов. И вот тут увлеченного спортсмена начал вытеснять бизнесмен. Конечно, самолеты для клуба он купил, и одесским пилотам для демонстрационных полетов их предоставлял. Более того, заручившись поддержкой старшего брата, Анжело Анатра, известного в городе банкира, оплатил обучение во Франции целому ряду пилотов. Однако меценатства в этом не было ни капли. Взамен братья подписывали с ними договоры на совершенно кабальных условиях. Контракты обязывали пилотов вернуть с процентами деньги за обучение, а до того времени работать на братьев Анатра как пилотами, так и преподавателями открытой ими при Одесском аэроклубе школы. Кроме того, контракты возлагали на пилотов материальную ответственность за поломки и аварии несовершенных аппаратов. На братьев Анатра работали знаменитые пилоты Ефимов, Васильев и Уточкин.
Предтечей авиационного производства Одессы стала ремонтная мастерская Одесского аэроклуба, где уже в 1910 году была налажена сборка самолетов из французских комплектующих. Это были монопланы конструкции знаменитого Луи Блерио, первым сумевшего преодолеть на самолете Ла-Манш. В месяц силами мастерской собирались 1 - 2 самолета, причем в каждом следующем самолете все меньше становилось импортных деталей. В конце концов, практически все деревянные детали самолетов начали изготавливать в Одессе, в деревообрабатывающем цехе на улице Ольгиевской, который так же принадлежал семейству Анатра. К 1912 году фактически все, в чем по настоящему нуждались братья, для организации собственного производства - это авиационные двигатели. Остальное их предприятие наловчилось производить самостоятельно. Соответственно, в 1912 году на базе ремонтной мастерской был основан Авиационный завод Анатра, вокруг которого было сгруппировано с десяток небольших заводов и мастерских, производящих комплектующие. Возглавил завод Артур Антонович Анатра. Он же предпринял первые шаги, позволившие развернуть полноценное авиационное производство. Главными из них было приобретение лицензий на производство самолетов "Фарман Ньюпор" и "Ваузен", и получение в 1913 году военного заказа на первую партию в пять самолетов. Таким образом, на юге Российской империи появился первый авиазавод.
Незадолго до Первой мировой войны он, с целью организовать разработку и производство собственных моделей самолетов, создал собственное КБ, работать в котором пригласил французского инженера Декампа. Тот, не мудрствуя лукаво, принялся дорабатывать в качестве перспективного многоцелевого самолета одну из лицензионных моделей, уже купленную у немцев - самолет Р-20. Правда, конструкторское бюро возглавил все-таки не француз, а русский - инженер Г.А. Макеев.
Несмотря на полное фиаско с производством самолетов "Ваузен Иванова", Артур Анатра не терял оптимизма, продолжая развивать завод. К 1916 году на его заводе в Одессе осуществлялся полный цикл производства самолетов, если не считать двигателей, большая часть деталей которых по прежнему поставлялась из-за границы.К концу 1915 года Декамп в общих чертах завершил работу над своим самолетом. Новая модель стала первым самолетом, выпускавшимся под названием "Анатра". "Анатра-Д", "Декан", представляла собой многоцелевой самолет - разведчик и легкий бомбардировщик. С двигателем "Гном" в 100 л.с. он развивал скорость в 125 км/ч, обладал скоростью подъема в 16,5 минут на высоту в 2000 км, нес один пулемет и до 30 кг легких бомб.
История одесской дореволюционной авиапромышленности была бы сплошным черным пятном на биографии нашего города, если бы не следующая за "Деканом" модель "Анатры". Созданная на базе "Декана" "Анатра-Анасаль" с 150-сильным двигателем, увеличенными элеронами, усиленным корпусом и крыльями стала одной из самых удачных машин российских ВВС того времени. Два пулемета, 50 кг бомб, возможность установки дополнительного пулемета и скорость до 170 км/ч давали пилотам и командирам довольно широкие возможности для ведения боевых действий - разведка, бомбардировка позиций, поддержка собственных частей с воздуха и штурмовка вражеских позиций.
Самолет был доведен до ума, производился почти без брака и достаточно легко управлялся даже неопытным пилотом. Российская армия заказала 300 таких самолетов, закрыв глаза на недопоставленную продукцию по прошлым заказам и снова заплатив предоплату. Однако в войска поступило чуть меньше 200 машин - революции 1917 года сбили темпы производства. Сколько именно было выпущено самолетов "Анатра-Анасаль" мы не знаем. Их производили и для деникинской белой армии, их приняли на вооружение и в неизвестном количестве вывезли прямо с завода австрийцы. Наконец, они состояли на вооружении стран Антанты во время интервенции. Само собой разумеется, что производились они и для войск УНР, и для Красной армии. Однако все это происходило уже без семьи Анатра. Артур Антонович Анатра с большей частью денег благоразумно перебрался в Париж, остальные Анатра разъехались - кто в Италию, на свою историческую родину, кто в Южную Америку.
Не так давно в день рождения нашего города живущие в Аргентине Анатра посетили Одессу вместе с представителями других известных породненных фамилий, Фальц-Фейнов и Скадовских.
Фотографии я сделала в киевском музее авиации.
В коллекции Государственного музея авиации появилась копия первого украинского серийного самолета "Анатра-Анасаль", который выпускали в Одессе в 1917-1918 годах в Украине, - "Анатра-Анасаль". "Это модель, изготовленная в натуральную величину, с двигателем и другим оборудованием.
Потомок и наследник завода Анатра - государственное предприятие «Одесавиаремсервис».27 апреля 2006 года на аэродроме «Школьный» после почти столетнего перерыва в небо поднялся самолет «Анатра-Анасаль» - экспериментальная реплицированная копия легендарной модели 1916 года. Самолет очень похож на своего крылатого прадеда, но отличается материалом, из которого изготовлен корпус, и двигателем. В Украине - это единственный экземпляр! Но машина допущена не только к выполнению демонстрационных полетов, но и перелетам по МВЛ II категории, внетрассовым перелетам, переучиванию и введению в строй, к проверке техники пилотирования летно-подъемного состава.
Информация взята с сайтов
http://www.delod.odessa.net/2008_05/6.phphttp://tikva.odessa.ua/newspaper/news/?3350