5 апреля Александр Лукашенко вновь заговорил о предстоящих осенью этого года парламентских выборах. На совещании по внешней политике он заявил, что стандартов ОБСЕ относительно проведения выборов просто не существует. В его понимании избрание парламента означает не формирование отдельной ветви власти, а экзамен для власти исполнительной, который показывает ее рейтинг. В итоге белорусский парламент выполняет декоративную функцию, его главная роль - одобрять любые законодательные инициативы исполнительной власти.
2 апреля был дан старт последней полноценной сессии действующего состава парламента. Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко в своем выступлении уделил особое внимание парламентским выборам. В частности, он посоветовал депутатам чаще встречаться с трудовыми коллективами и активизировать работу с обращениями граждан, «донести до каждого, что конкретно делает власть для улучшения жизни».
Одна из функций действующего парламента - пропагандистская. Нынешний состав Палаты представителей для этого подходит идеально. Из данных, распространенных по итогам выборов 2008 года, можно было узнать, что были переизбраны на второй срок ровно четверть депутатов, 15 ранее являлись руководителями местных исполнительных органов, а почти треть - руководителями организаций различных сфер деятельности. В парламент не попал не то что хоть один оппозиционер, но и хотя бы относительно не подконтрольный властям человек.
Депутат Палаты представителей 2000-2004 годов Валерий Фролов, входивший в сверхоппозиционную по нынешним парламентским меркам депутатскую группу «Республика», отличительной чертой нынешнего состава Палаты представителей называет «его незаметность, очень соглашательскую позицию по отношению к вопросам, предлагаемым властью».
«Депутаты - не дураки, - отмечает он. - Они прекрасно понимают: начнешь читать закон, найдешь в нем недостатки, надо будет возмущаться. А кому нужны лишние проблемы? Я понимаю так: большинство депутатов (исхожу из опыта, когда был депутатом) считают, что чем меньше знаешь, тем лучше спишь».
Политический обозреватель Павлюк Быковский также отмечает безликость Палаты представителей. Более того, по его словам, нынешний состав парламента, как и предыдущий, не выполняет задачи законодательного органа в том понимании, которое вкладывается в них в западных странах или даже в России.
«Правом законодательной инициативы белорусские депутаты практически не пользуются. Лично я не знаю ни одного законопроекта, который был бы за три с половиной года разработан по инициативе депутатов. В предыдущем созыве таких законопроектов было несколько и два даже приняты. Нынешняя ситуация показывает, насколько несамостоятельной является Палата представителей», - подчеркивает эксперт.
По его словам, «парламент не исполняет законодательную функцию, он просто соглашается с законопроектами, которые разрабатываются органами исполнительной власти и президентом. То есть, выполняет функцию одобрения и является в значительной степени декоративной, чем реальной ветвью власти».
В итоге при худшем варианте развития событий следующим шагом на пути ужесточения политического режима может быть просто отказ от выборов парламента.
Вместе с тем, стоит вспомнить высказывания Лукашенко о возможной модернизации политической системы страны. Но здесь пока все слишком неоднозначно и расплывчато.
По мнению Быковского, в руководстве страны есть люди, которые считают декоративную роль парламента положительной, а есть и такие, которые считают это уже нечем устаревшим.
«Не случайно Лукашенко периодически говорит о модернизации политической системы, правда, к этому вопросу он обещал обратиться уже после выборов 2012 года. Не исключено, что тогда Палата представителей приобретет какие-то дополнительные реальные функции», - полагает эксперт.
Пока же с большой долей вероятности можно предположить, что следующий состав парламента станет точной копией нынешнего. Из высказываний Александра Лукашенко, главы Центризбиркома Лидии Ермошиной можно сделать вывод, что серьезных изменений в практике проведения выборов не будет.
Например, на корню отметается идея установки на избирательных участках веб-камер для онлайн-наблюдения. Хотя при нынешней практике проведения избирательных кампаний даже наличие веб-камер являлось бы явно недостаточным шагом для демократизации выборов.
В итоге интерес к парламентским выборам в Беларуси только снижается. В этом году кампания может оказаться особенно вялой, блеклой. Ведь оппозиционные структуры, которые могли внести в нее хоть какое-то оживление, в той или иной мере практически все будут бойкотировать выборы.
То, что в Беларуси парламент не избирается, а назначается, для оппозиции стало данностью. Возможность попасть в Палату представителей практически никто из оппонентов режима серьезно не рассматривает. Едва ли не в каждом округе назвать будущего депутата можно будет с практически стопроцентной уверенностью уже сразу после регистрации кандидатов.
В том, что списки будущих депутатов практиковались «вертикалью» еще в 2000 году, уверен бывший парламентарий Валерий Фролов. Он вспоминает, что после неудобных вопросов к Лукашенко интересовался у представителей власти, остался ли в списке. Двенадцать лет назад острые вопросы, вероятно, еще не всегда становились поводом для «черной метки».
Несмотря на ухудшение политического климата в стране, Фролов считает необходимым участвовать в парламентских выборах. «Некоторые оппозиционеры выступают за бойкот. Я выступаю против него. Во-первых, никто не сможет организовать его на серьезном уровне. Во-вторых, выступая за бойкот, просто нельзя ждать изменений в парламенте. Не знаю, как будут развиваться события, может Лукашенко и пропустит несколько человек», - полагает опальный политик.
Фролов не исключает, что в этом году в парламент пропустят толику неких умеренных оппонентов, «очень аккуратных людей, чтобы показать наличие в Беларуси элементов демократии, соблюдения избирательного законодательства».
Отметим: в оппозиции существует мнение, что такие «аккуратные люди» могут быть на крючке у спецслужб.
Быковский в своих прогнозах относительно формирования нового состава Палаты представителей пессимистичен. «Думаю, будет стопроцентное повторение выборов 2008 года, когда ни один демократический кандидат в парламент не пройдет», - считает аналитик.
В своих предположениях он исходит не только из того, что многие оппозиционные структуры бойкотируют выборы. «После 19 декабря 2010 года многие известные фигуры из оппозиции даже не смогут баллотироваться, поскольку имеют непогашенные судимости. Никто из них всерьез не работает на то, чтобы попасть в парламент», - отмечает эксперт.
По его мнению, отсутствие в Беларуси настоящей публичной политики привело к тому, что структуры, которые в прессе относят к политической оппозиции, на самом деле с точки зрения политологии логичнее было бы отнести либо к третьему сектору и гражданскому обществу, либо к диссидентскому движению.
«Они не могут влиять на принятие важных государственных решений, они маргинализированы в той или иной степени. Рекрутировать новых оппозиционных лидеров из этих структур сложно. Более вероятен вариант, что в будущем из волнений рабочих, протестов интеллигенции и студентов появятся новые лидеры», - резюмирует Быковский.