http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4521/ Спустя пятнадцать лет мы прекрасно понимаем, что 2001 год был для индийского кино годом большого прорыва. Если до этого момента болливудскую продукцию за границей всячески игнорировали, считая провинциальной, эксцентричной и попросту смешной, то уже в самые первые месяцы нового столетия Болливуд пробила себе дорогу на крупнейшие фестивале и в международный прокат.
И не только традиционное авторское кино, но и большие коммерческие блокбастеры. Историческое фэнтези, мистические триллеры, фантастика. Их показывали в Локарно и Венеции, в Торонто и Лос-Анджелесе. Индийские фильмы появились даже в шортлисте номинантов на премию “Оскар” и в “горячей десятке” американского проката.
Вот десять самых кассовых индийских фильмов 2001 года. Для аутентичности сумма в скобках - в индийских лакхах.
По нынешнему курсу 1 лакх - 1500 баксов. Считайте сами.
01. Беглецы / Gadar Ed Prem Katha (438)
02. И в печали, и в радости / Kabhi Khushi Kabhie Gham (298)
03. Лагаан / Lagaan (259)
04. Коварный незнакомец / Ajnabee (123)
05. Младший брат / Kasam (120)
06. Неутомимый / Indian (103)
07. Память сердца / Dil Ne Phir Yaad Kiya (102)
08. Славная парочка / Jodi No 1 (99)
09. Беглянка / Laija (97)
10. Узы любви / Ek Rishtaa - The Bond of Love (96)
А теперь давайте посмотрим внимательно на главные фильмы этого года. Только не удивляйтесь, что двух из них нет в десятке самых кассовых.
01. И в печали, и в радости / Kabhi Khushi Kabhie Gham
Прозвучит сейчас излишне пафосно, но историю современного Болливуда можно смело разделить на две части - до этого фильма и после него. И причина подобного раздела будет не в том, что кино великое, местами даже гениальное да и просто крутое.
KKKG - первый проект, на котором продюсеры из Болливуда развернулись лицом к индийское диаспоре. На протяжении многих десятилетий индийские киношники были уверены, что снимают кино для собственного народа. Для миллиарда с гаком необразованных бедняков, которые живут по сей день в маленьких деревнях и ходят смотреть новые киношки в ближайший сельсовет. На исходе XX столетия внезапно обнаружилось, что помимо крестьян из глубинки есть еще 25 миллионов индийцев, которые живут за пределами своей страны.
25 миллионов индийцев - это почти половина населения Великобритании. Большая такая толпень народа, которая в отличии от нищих соотечественников зачастую неплохо зарабатывает, поэтому способна тратить приличные деньги на регулярную ностальгию по Родине.
В том числе и по индийским фильмам.
Мы снимем картину, - заявил режиссер Каран Джохар, приступая к KKKG, - с мощным мессажем в адрес индийской диаспоры: мол, семья - это святое, индийские ценности лучше западных лицемерия и консьюмеризма. Короче, позвоните родителям и возвращайтесь домой.
Здесь необходимо остановиться, сделать небольшой дискурс и рассказать о том, как кино из Азии попадает на Запад.
Если забыть о маленьких частных кинотеатрах на территории, например, Чайнатаунов и прочих национальных кварталов, то не секрет, что новые азиатские фильмы попадают в западный прокат через крупных посредников. Например, через Харви Вайнштейна, который может полностью перемонтировать купленную картину, отдублировать её, сменить название, после чего выпустить на экраны с опозданием на год или два. В отличии от этого безобразия, через которое проходят все китайские, корейские и японские фильмы, индийское кино, благодаря независимым прокатчикам из диаспоры, попадает на западные экраны чаще всего одновременно с индийской премьерой. И если в прокат выходит новый фильм с Шарук Кханом, то он обычно выходит по всему миру.
Так вот, в 2001 году KKKG вышел одновременно в прокат в Индии, Англии и США. С Индией всё понятно, в Англии KKKG занял третье место в “горячей десятке”, в США - девятое. И это при том, что независимые дистрибьютеры не обладали мощью и влиянием коллег-мейджоров. В итоге, фильм собрал за пределами Индии почти в три раза больше чем у себя на родине. Это был сюрприз для всех. И для Болливуда, и для западного бокс-офиса, который с удивлением обнаружил появление на внутреннем рынке нового игрока.
Одним словом, Bollywood goes worldwide..
Новая планка была взята этим фильмом вовсе не случайно. KKKG - настоящая бомба. Хтоническая глыбина, понять все грани которой я не в состоянии даже 13 лет спустя после первого просмотра. Именно после этого (и еще предыдущего) фильма Карана Джохара автор этого блога, собственно, и начал смотреть индийское кино, будучи потрясен, огорошен, слегка испуган.
Подобно амбициозным режиссерам 70-х типа Копполы или Спилберга, 26-летний Каран Джохар (еще раз - 26-летний) задумал снять семейную сагу, действие которой разворачивалось бы на протяжении 18 лет.
Молодого режиссера трясло от ответственности, декораций и количества звезд, присутствующих на площадке. Он даже не стал проводить кинопробы. Просто сказал всем, играйте как играется, просто делайте свою работу. Но это не помогало. Актрисы адски переигрывали, рыдали, плакали, сам Джохар регулярно падал в обморок и пытался руководить съемочным процессом из больничной койки. Между тем, снимать надо было не только в Индии, но и по всему Лондону, а также в Египте, у самых пирамид.
В Египте, правда, всего лишь одну песню, но ради неё там пришлось торчать больше недели, ведь правильный мягкий свет бывал в пустыне только по утрам, с семи до девяти
Но, в итоге, получился настоящий шедевр. Безупречный в каждом кадре. С безумными эмоциональными качелями, где каждый персонаж выглядит и ведет себя словно жертва обессивно-депрессивного синдрома. В одной сцене истерично радуется, в следующей - давит слезу словно побитый кот из Шрека. Идеальное индийское кино со всеми его недостатками и достоинствами, контрастность которого выкручена до максимума..
Еще в фильме, возможно, самые крутые музыкальные номера в истории индийского кино. На все вкусы и цвета. Вот, например, пирамиды, прок которые я говорил. Suraj Hua Madham
Click to view
Шикарная Say Shava.
Click to view
И наконец заглавная песня из пролога, где за несколько минут нам без единого слова представляют почти всех персонажей картины.
Click to view
02. Ашока / Asoka
Первый большой исторический блокбастер из Болливуда.
Когда фильм привезли сначала на фестиваль в Венеции, потом - в Торонто, а еще позднее - он вышел на Западе в широкий прокат, западные журналисты бесконечно пели ему хвалебные дифирамбы. Наконец индусы сняли свой собственный аналог Гладиатора и Храброго сердца, говорили они. Да это прямо, как если бы Куросава приехал в Болливуд и снял свой новый фильм, говорили другие. Ребята, писали третьи, похоже, перед нами новый Крадущийся тигр, притаившийся дракон. А Карина Капур - это же как новая Мишель Йео.
Click to view
Тем забавнее, что в домашнем прокате фильм практически провалился, а многие индийские критики смешали его с грязью. Шарукх вообще не понимает, кого играет, ворчали они, одно выражение на лице на весь фильм, одна манерность и никакой глубины. Все герои говорят на современном хинди. Имена у них тоже современные. В сценарии - сплошные дыры. Второй женский персонаж вообще не раскрыт. Одним словом, залипуха для американцев - никакой посконности.
Несмотря на все перечисленные недостатки, фильм обладает очень сильной визуальной магией. Режиссер картины Сантош Сиван - по основной профессии оператор. Визионер типа Чиво Любецки. 12 призов National Films Awards. Еще десяток призов с международных фестивалей в Каире, Сараево, Сиэттле и тд. В качестве режиссера он выступает всю жизнь очень редко. Только в тех случаях, когда тащит проект с самого начала.
И Ашока - тот самый случай. Сиван работал над ним три или четыре года.
Про претензии критиков к историческим неточностям я уже говорил, но здесь надо помнить, что изначальная цель у Сивана была несколько иной. В первых же строках фильма режиссер сразу говорит зрителям, что почти все события в фильме - вымышленные. Мы снимаем не совсем историческое кино, скорее - историческую фантазию в духе Шекспира.
И почти впервые в Болливуде.
Именно это возбуждало Сивана больше всего. Возможность сделать 4000 аутентичных стальных доспехов, собрать на поле боя 6000 статистов и несколько сот боевых слонов. Придумать каждому персонажу оригинальные боевые татуировки, сочинить собственную хореографию для постановки боевых сцен, которая бы отличалась, например, от китайской.
Для этого в фильм пригласили несколько десятков профессиональных мастеров южноиндийского боевого искусства “каларипаяту”. Они были единственными актерами, кому на съемочной площадке выдавали настоящие боевые катары и уруми..
Интересный момент: толпы боевых слонов и гигантская массовка появились в фильме лишь потому, что бюджет у картины был довольно скромный. Меньше двух миллионов долларов. Продюсеры сказали, что компьютерных спецэффектов не будет, поэтому Сиван решил выкручиваться собственными силами.
И, на мой взгляд, блестяще с этим справился, Повторюсь, у фильма есть серьезные недостатки, большинство из которых свойственны проектам, где в режиссерском кресле очутился сценарист или оператор, но созданная в фильме атмосфера куда гуще и сильнее.
Теперь следует сказать пару слов про сюжет и про героя, ведь император Ашока - не Фродо Бэггинс и не царь Хануман, а вполне исторический персонаж.
Император Чандрагупта Маурья был первым человеком в истории, кто объединил под своей властью почти всю Индию. Дело было в IV в. до н. Чандрагупта подчинил почти всех местных вождей, лично встречался с Александром Македонским, а потом - с Селевеком Никатором, но в конце жизни под влиянием джайнистских священников отказался от трона, принял аскезу, а потом покончил с собой через добровольную голодовку.
Его внук - Ашока - закончил начатое дедом. Границы его империи проходили от Афгана до Бенгала, а победа над главным соперником - государством Калинга - принесла державе Маурьев около 100 000 рабов.
Но ценят и помнят Ашоку вовсе не за это.
В определенный момент своей жизни Ашока принял буддизм, после чего сделал для его распространения больше, чем кто либо за историю человечества. Вполне естественно, что в буддистских текстах его образ невероятно идеализирован. Если быть точнее, образ четко разделен на две фазы в его жизни - “злого Ашоку” (до принятия буддизма) и “доброго” (после). Фильм предсказуемо рассказывает про первый. Про то, как хороший и честный парнишка превратился в кровожадное чудовище и завоевателя, но потом раскаялся.
03. Лагаан. Однажды в Индии / Lagaan
Несмотря на присутствие в этом обзоре фильма про Ашоку, главной международной сенсацией из Боллиуда стал в 2001 году фильм Lagaan, очень быстро получивший в прокатном названии приставку “Однажды в Индии”.
Об интернациональном успехе говорит хотя бы тот факт, что Lagaan был выдвинут на премию “Оскар” в номинации “лучшая картина на иностранном языке”. И это был всего лишь третий фильм за историю индийского кино. Первым была в 1957 году
Мать Индия Мехбуба Кхана, вторым в 1988 -
Салам, Бомбей Миры Наир.
Представьте каковы были масштабы национального разочарования, когда “Оскар” получили боснийцы c
Ничьей землей. Американцам пора учиться любить наши фильмы, сказал тогда режиссер Ашутог Говарикер в одном из интервью. У себя на родине его фильм, разумеется, был удостоен девяти Filmfare Award, восьми National Film Award и тд.
Плюс награды на международных фестивалях в Лидсе, Бергене, Портсмуте и Локарно.
Главная заслуга этого фильм (и его основная проблема) - зашкаливающая авторская претенциозность, так не свойственная Болливуду тех лет. Когда Говарикер запускал проект, он понимал, что продюсеры его съедят живьем, поэтому, добившись согласия от Аамира Кхана сыграть главного героя, он сразу же предложил актеру стать главным продюсером картины. Аамиру на тот момент стукнуло 35 лет и он уже активно думал о создании собственной продюсерской компании. Аамир согласился стать продюсером, после чего все разговоры с инвесторами представляли из себя следующее.
Мне нужно 50 верблюдов, говорит режиссер Говарикер инвестору. Любопытно, отвечает тот, а почему не двадцать пять. Говарикер тяжело вздыхает и смотрит на Аамира. Потому что он - художник, приходит на помощь Аамир, он так видит. В итоге, бюджет картины составил катастрофические для того времени 8 миллионов долларов.
Повторю, что исторический эпик Ашока, например, стоил два. Это были великие и очень дешевые времена.
Чем еще, помимо бюджета, и верблюдов отличился фильм Lagaan. Во-первых, первоначальная продолжительность картины составляла почти восемь часов. Во-вторых, все индийские диалоги были написаны с использованием диалекта авадхи, чтобы придать происходящему дух далекого прошлого. В-третьих, Lagaan стал первым индийским фильмом за 30 лет, звук для которого писался вживую с площадки. Все болливудские картины традиционно дублируются после съемок.
Подобных нюансов очень много. Например, Аамир Кхан впервые в жизни пробл для этой роли уши, чтобы выглядеть аутентично для сельского Гуджарата. Он же забаннил участие в проекте многих актеров, включая Сонали Бендре, опасаясь, что они выглядят слишком современно и по-западному.
И самый последний факт. Создатели картины очень долго искали деревню, которая сыграла бы гуджаратский посёлок Чампанер. Требовалась дыра, где нет электричества, воды и чтобы окружающие поля были похожи на земли, уже несколько лет побежденные засухой. Чампанером стал поселок Бхудж, полностью уничтоженный полгода спустя после завершения съемок в результате землетрясения магнитудой в 7,9 баллов.
А теперь про сюжет картины. Ведь именно в этом сюжете вся соль его успеха.
1893 год. Индия находится под властью Британии. Несмотря на засуху, неурожаи и тяжелые болезни индийцы вынуждены платить в имперскую казну ежегодный налог. Тот самый “лагаан”. Однажды после особо неудачного урожая делегация ходоков из села Чампанер приходит к местному радже с просьбой, чтобы он заступился за них перед оккупантами. Но старый аристократ разводит руками. Мол, извините, ребята, но это не в моей власти.
В следующий момент ходоки видят британцев, которые радостно рубятся в крикет. Ух ты, говорят ходоки, а мы ведь тоже так можем - детская забава, у нас в селе в неё только самые маленькие играют. Эти слова внезапно слышит один из британских спортсменов, которым оказывается капитан чампанерского кантонмента Эндрю Рассел.
Его играет британец Пол Блэкторн, известный многим по телесериалу Arrow
Если вы такие специалисты по крикету, говорит с издёвкой капитан, то я предлагаю вам пари. Если ваша команда выиграет у нашей команды, то вы три года не будете платить лагаан. Если проиграете - заплатите тройную цену.
И один из ходоков (собственно, герой Аамира Кхана) ведётся на этот троллинг и принимает пари за всё село. Оставшийся фильм - это история подготовки несчастных сельчан к матчу и, разумеется, сама игра.
04. Отражение / Aks
В отличие от многих коллег-современников у режиссера Ракеша Омпракаша Мехры не было в семье родственников, которые работали в Болливуде. Его отец всю жизнь прослужил в дорогом столичном отеле, поэтому сыну пытался сочинить судьбу повеселее. Сначала он попробовал сделать из него спортсмена-олимпийца, потом - военного, еще позднее - продавца пылесосов.
Сын вырос и стал модным клипмейкером, которого с удовольствием звали снимать рекламу для Pepsi, Coca и прочих топовых брендов. Однажды Мехру пригласили делать клип на популярную песню Амитхаба Баччана
Aby Baby, после чего режиссер подкинул звезде собственный сценарий. Мол, прочитайте, пожалуйста, мистер Баччан, в самолете, если будет свободная минутка. Баччан прочитал и уже на следующий день позвонил, сообщив, что готов сыграть в этом сценарии главную роль.
Так клипмейкер Мехра стал кинорежиссером Мехрой, который уже через несколько лет снимет фильм Rang De Basanti и попадёт вместе с ним в ежегодные, а потом и ежедекадные топы многих кинокритиков по всей планете.
Его дебютный фильм Aks - штука очень мутная, запутанная и местами дико неровная, Что еще интереснее: если фильм стартует как вольная фантазия на тему Face Off Джона Ву, то в финале он превращается уже в брата-близнеца рождественского выпуска сериала Шерлок.
Сюжет. В Будапеште убит индийский министр обороны. Убийца - международный киллер и террорист Рагхаван Гхатга (Манодж Баджпай) застрелил политика в его собственном кабинете, куда проник, надев резиновую маску с лицом старшего офицера службы безопасности Ману Вермы (Амитабх Баччан).
Радхаван - опасный психопат. Типа Кастора Троя, но только под индийским соусом. Безжалостный, соверешнно безумный, но с патологической привязанностью к младшему брату-дегенерату. Разумеется, жаждущий праведной мести, которая восстановит его репутацию, Верма ловит преступника и отправляет его под суд.
Click to view
В самый последний день перед исполнением смертного приговора арестант нападает на охранника, отбирает у него пистолет. Присутствующий, Верма хватается за собственный. Пыщ-пыщ! Террорист застрелен на месте. Но это только начало его истории.
Через пару дней подчиненные и члены семьи офицера Вермы начинают замечать, что старик ведет себя очень странно. В его поведении появились вальяжные манеры, странные фразы, криповатый смех. Вскоре становится известно, что кто-то истребляет служителей закона, которые арестовали погибшего террориста и приговорили его к эшафоту.
Я уже говорил, что предметом для вдохновения Мехры несомненно был фильм Face Off, но только свой собственный дебют режиссер предочитает лепить на тонкой грани между мистическим триллером и психологической драмой. До последней сцены мы так и не решим для себя, что происходит с главным героем на протяжении фильма. Вселился ли в него дух покойника или же он просто поехал крышей и крепко застрял в чертогах собственного разума.
У всех фильмов про mindfuck и всевозможные “игры разума” есть одна общая черта. Ты им либо веришь, либо нет. Либо довольно охаешь, восхищаясь тем, как лихо режиссер закрутил в сюжете все гайки; либо недовольно морщишься, повторяя слова “слив”, “туфта”, “барахло”.
Лично мне Aks не особо нравится. На мой вкус, режиссер запутался, перемудрил, а Баччан при всем к нему уважении пыжится слишком театрально и показушно. Но это не отменяет того факта, что в индийском прокате 2001 года картина была сенсацией и настоящим откровением, а все три ключевых актера - Баччан, Баджпай и Равина Тандон в роли Джины Гершон - собрали у себя все актерские награды этого года. От “филмфаров” до “zee”. Плюс призы за звук и прочую “технику”. Надо все же признать, клипмейкер Мехра снял по тем временам кино очень крутое, яркое и даже чутка визионерское.
И всего за два миллиона баксов.