(c)
http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4275/ Еще один текст, который стоило написать раньше, но уж лучше поздно, чем никогда.
Не секрет, что некрологи - тема сложная и очень манипулятивная, поэтому на нашем сайте они появляются довольно не часто. Есть в формате «эх, каким он парнем был» что-то очень неправильное, но если этого парня больше никто не вспомнит, то есть смысл брать микрофон в свои руки.
В этом блоге мы рассказываем про всё азиатское кино (и не только), но этот сборник некрологов будет посвящен исключительно кинематографу японскому. Скажу честно, у этого есть две причины. Первая: у японского кино сто лет великой истории, и каждый человек, про которого мы сегодня вспомним, не точка на карте, а целый отрезок.
Вторая причина куда более прозаическая и грустная: у автора этих строк недостаточно знаний и самоуверенности, чтобы авторитетно писать про классическое кино Индии или Кореи. Пока недостаточно.
Кэн Такакура1931.02.16 - 2014.10.10
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422966762_p19d7mqpfdj8oh1g4a81qjmdn05.jpg)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422966773_p19d7mr5b9uoojtb7oi149f19007.png)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422970897_p19d7qouoj1uf21lti123h1g271r497.png)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422966786_p19d7mri5kr92v651fb169plhq9.jpg)
1963 Мусаси Миямото (Тому Утида)
1965 Тюрьма Абасири (Тэруо Исии)
1968 Девушка с татуировкой пиона (Косаку Ямасиро)
1973 Якудза (Сидней Поллак)
1977 Желтый платочек счастья (Ёдзи Ямада)
1981 Полустанок (Ясуо Фурухата)
1983 Антарктика (Корэёси Курахара)
1989 Черный дождь (Ридли Скотт)
2005 Дорога в тысячу миль (Чжан Имоу)
2012 Самое дорогое (Ясуо Фурухата)
Титанище японского кино. Полвека человек сохранял за собой статус топовой звезды, живой легенды и национального символа. В Голливуде можно сравнить только с Иствудом.
Японская специфика: про смерть актёра газетам сообщили лишь неделю спустя после похорон, чтобы рыдающие толпы не мешались под ногами скорбящих родственников.
Обязательно напишу в ближайшее время про Такакуру полноценный материал, поэтому не будем сейчас рассказывать подробно.
Бунта Сугавара1933.08.16 - 2014.11.28
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422966948_p19d7n0f9e1lu21oi6189u1i6n16fu5.jpg)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422966810_p19d7ms9g6jk211tj13bk1j9r5ecd.jpg)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422966801_p19d7mrvp2fhl5nc171l1n5v97ib.jpg)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422970827_p19d7qmsg21atae4v161n1tmk1bn65.jpg)
1973 Битвы без чести и сострадания (Киндзи Фукасаку)
1975 Полицейские и воры (Киндзи Фукасаку)
1975 Дальнобойщики (Норифуми Судзуки)
1979 Человек, который украл солнце (Кадзухико Хасэгава)
1981 У порога юности (Киндзи Фукасаку)
1988 Журавушка (Кон Итикава)
2001 Унесенные призраками (Хаяо Миядзаки)
2005 Великая война гоблинов (Такаси Миикэ)
2006 Сказания Земноморья (Горо Миядзаки)
2012 Волчьи дети Амэ и Юки (Мамору Хосода)
Еще одна ультимативная звезда из “золотого” прошлого японского кино.
На Западе (слушайте, а мы Запад?) известен по многочисленным ролям в фильмах про якудза, которые снимал Киндзи Фукасаку. В первую очередь, по многосерийной саге Битвы без чести и жалости.
И про него будет отдельный и большой материал. Обязательно будет.
Норифуми Судзуки(2014.05.15)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422972055_p19d7rsbfi10tu1q3715cs1v5mnr35.jpg)
1972 Сукэбанская герилья
1973 Секс и ярость
1974 Школа Святого Зверя
1975 Машина для убийства
1975 Дальнобойщики
1979 Звезда Давида: охотник за красивыми девушками
Нет ничего круче, чем кино 70-х, а Норифуми Судзуки - одна из самых знаковых фигур этой блестящей эпохи.
28-летний выпускник экономической академии предпочел вместо большого бизнеса работу в кино, после чего честно отстучал на студии Toei ассистентом режиссера с 1956 по 1965 год, будучи на подхвате у Тая Като, Масахиро Макино и Тому Утиды. Потом снимал уже самостоятельно - фильмы про якудза и дурацкие слапстиковые комедии.
Настоящий прорыв приключился в карьере Судзуки в начале 70-х, когда из экономического кризиса и спада популярности кино, студийное начальство отменило многие запреты.
Так началась эпоха exploitation. Время фильмов про женские банды, коварных шлюх и серийных убийц-насильников. Фильмы, где герои могли мастурбировать на портреты императора, коллекционировать глиняные слепки вагин и сношаться с осьминогами.
Фильмы, которые при этом были безупречно сняты и поражали не только сценарием, но и саундтреком, и безупречной операторской работой.
Click to view
Click to view
Click to view
Тюсэй Сонэ(1937.10.01 - 2014.08.26)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422972076_p19d7rt02s1f2v1ugo1nj327k4n7.jpg)
1979 Angel Guts: Red Classroom
1984 Татуировка
1984 Люди сумерек
1986 Адюльтер
В конце 60-х времена для японского кино стояли тяжелые, все выживали как могли, поэтому одна из пяти японских студий-мейджоров Nikkatsu решила сделать ход конём и объявила, что отныне будет снимать исключительно софтпорно (если точнее roman porno, то есть romantic porno). Большинство режиссеров и актеров со студии сбежали, но те, кто остались, получили полный карт-бланш.
Не важно про что вы будете снимать свои фильмы и в каком жанре, - сказали им инвесторы, - главное - за час экранного времени в картине должны быть две-три сцены секса. Полная свобода, почти анархия.
И 32-летний Тюсэй Сонэ, по мнению многих кинокритиков, был самым крутым из режиссеров, которые расцвели на студии Nikkatsu в следующие пять лет. К этому моменту он работал на студии уже лет семь-восемь. Работал долгое время ассистентом у Сэйдзюна Судзуки, что, говорят, очень заметно. И что еще более показательно - сам воспитал под своим крылом целую плеяду молодых режиссеров, которые прославятся позднее.
Снимать пинку-эйга - тяжелый крест. Чувствуя, что ему не хватает самореализации, Сонэ несколько раз уходил на независимые студии, чтобы сделать что-нибудь совсем амбициозное, а в 1984 году не стал продлевать контракт с Nikkatsu и вскоре вообще ушел из кино.
Click to view
Click to view
Ширли Ямагути(1920.02.12 - 2014.09.07)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422983085_p19d86cvcrt8mfgt18ie10cl1c8j5.jpg)
Популярная актриса пропагандистских картин времен Второй Мировой. Амплуа Ширли Ямагути - скромная и любящая китайская девушка, остро нуждающаяся в защите со стороны благородных японских оккупантов.
Родители Ёсико Ямагути были этническими японцами, но отец занимал высокую должность в Манчжурских железных дорогах, поэтому всё детство девочки прошло в северном Китае. Ёсико с ранних лет хорошо владела мандаринским, её крестными были крупные представители местной коллабрационисткой элиты, поэтому у ребёнка даже было официальное локализованное имя - Ли Сянлань.
Отец планировал, что дочь подрастет и станет работать в офисе секретаршей, но туберкулез заставил всех поменять планы. По совету подруги Любы Морозовой 13-летняя Есико начала заниматься вокалом у известной оперной певицы мадам Подресовой (как вы уже могли заметить, белогвардейская коммуна в Мукдене была тоже не маленькой). Считалось, что занятие музыкой укрепит слабые легкие, но вышло еще интереснее.
После полугода занятий Подресова предложила девочке выступить вместе с ней на званом вечере перед японским начальством, где на неё и обратил внимание директор местной радиостанции. Оккупационные власти запустили в тот момент серию передач, в прямом эфире которых дружелюбные китайцы исполняли бы свои народные песни (“правильные” с точки зрения японской пропаганды). Появление японской девочки, которая безупречно владела китайским и умела петь, решало все организационные проблемы. Разумеется, для большей убедительности Ёсико называли теперь не иначе как “Ли Сянлань”.
Четыре года спустя девушку отыщет босс манчжурской киностудии Мицуо Макино, который очень быстро сделает из нее кинозвезду международного уровня.
На самом деле, историю Джули Ямагути можно рассказывать очень долго. Я бы посоветовал прочитать вам про неё
статью на русской Википедии. Она пугающе большая и в формате Каравана истории. Про фильмы манчжурского периода, про работу в Голливуде у Сэма Фуллера, про роль Катюши Масловой в мхатовской постановке Воскресения. Про встречу с Горбачевым и про многое другое.
Скажу лишь, что вышедшая замуж Ямагути распрощалась с кино и ушла в политику, после чего 18 лет была депутатом в японском Парламенте. Интересная биография.
Кэйко Авадзи(1933.07.17 - 2014.01.11)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422964588_p19d7kog5ogqd1cu315sknge1jo05.jpg)
1949 Бездомный пес (Акира Куросавы)
1953 Трагедия Японии (Кэйскэ Киносита)
1957 Черная река (Масаки Кобаяси)
1960 Сумеречная история (Сиро Тоёда)
1960 Женщина, которая поднялась по лестнице (Микио Нарусэ)
1960 Дочери, жены и мать (Микио Нарусэ)
1965 Кайдан клана Ецуи (Сиро Тоёда)
1965 Солдат-якудза (Ясудзо Масумура)
1966 Тангэ Садзэн (Хидео Гося) фудзи
В 15 лет сыграла танцовщицу кабаре и любовницу главного злодея в Бездомном псе Акиры Куросавы. Старт был амбициозный и перспективный. Девушку стали приглашать серьезные режиссеры - Кобаяси, Киносита, Тоёда, Нарусэ.
Потом и в Голливуд пригласили, чтобы сыграть в дуэте с Уильямом Холденом в Мостах Токори. Когда год спустя во время приезда в Японию Кларка Гейбла актёр будет появляться везде исключительно в компании Кэйко, желтые таблоиды начнут соревноваться в том, кто придумает объяснение покруче.
Несколько лет спустя актриса выйдет замуж за популярного филиппинского певца Бимбо Данао (их старший сын, в последствии, станет актером Эцуо Сима). Еще пятью годами позднее Кэйко подаст на развод и вскоре выскочит за звезду самурайского кино Кинноскэ Накамуру, после чего на долгие годы уйдет из шоубизнеса.
Вместе с Накамурой они, кстати, играли в Тангэ Садзэне у Хидео Гося.
Кэн Уцуи
(1931.10.24 - 2014.03.14)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1422971316_p19d7r5q8p1cqq1eq26jq115uv55.jpg)
1955 Люди-торпеды (Сюэ Мацубаяси)
1956 Месть королевы жемчуга (Тосио Симура) кидзаки есио
1963 Черный доклад (Ясудзо Масумура)
1975 34-й идет без остановок ()
1999 Гипноз (Масаюки Отиай)
2009 Несломленный (Сецуро Вакамацу) seichiro sakaguuci
2013 Охотник во времени (Хироюки Накао)
Первый супергерой японского кино. В 1958 году студия Shintoho решила ответить на запросы времени и выпустила девять фильмов про персонажа по имени СуперГигант.
Несмотря на суровое имя, Гигант был обычного роста и похож на среднестатического японца, хотя на самом деле являлся внеземным роботом, созданным миротворцами Изумрудной планеты для борьбы с галактическим злом. Когда очередной маньяк пытался уничтожить мироздание СуперГигант превращался в мужика в аллюминиевых трениках и с антенной на голове.
Фильмы про Гиганта были широко популярны на Западе, поэтому если любопытно, то найти их несложно.
СуперГигантом был 26-летний театральный актер Кэн Уцуи, который незадолго перед этим подписал контракт со студией Shintoho и работал на ней в три смены на главных ролях (примерно 70 фильмов за 8 лет). Потом еще полсотни фильмов на студии Daiei (в том числе - почти весь «черный» цикл Ясудзо Масумуры). Работал до последнего.
Кэйдзо Каниэ1944.10.28 - 2014.03.30
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1423003807_p19d8q5bjbbn97i85voj9s1k9.jpg)
1976 Angel Guts: Red Classroom (1976)
1982 Пропащий парень (Киндзи Фукасаку)
1982 Прощание с землей (Мицуо Янагимати)
1988 Война цветов (Киндзи Фукасаку)
1989 Дзатоити (Синтаро Кацу)
2008 Fine Totally Fine (Есукэ Фудзита)
Примечательный актер второго плана, которого было трудно не заметить сначала в жанровых фильмах студии Daiei, потом в пинку студии Nikkatsu, в последствии - в огромном количестве артхаусных проектов от Art Theatre Guild.
Еще чаще Каниэ работал на телевидении.
Сёдзи Ясуи1928.08.16 - 2014.03.03
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1423003790_p19d8q4qn718cafo16ql18ptcuj7.jpg)
![](http://st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1423003772_p19d8q49bs12m41qct9f81r5sh3o5.jpg)
1955 Сердце (Кон Итикава)
1956 Бирманская арфа (Кон Итикава)
1958 Ржавй нож (Тосио Масуда)
1959 Условия человесеского существования II (Масаки Кобаяси)
1960 Бездельник (Есихигэ Ёсида)
1961 Восставший (Дайсукэ Ито)
1978 Падение замка Ако (Киндзи Фукасаку)
Молодой актер из труппы Кадзуо Хасэгавы поступил по его совету на студию Nikkatsu, где проработал довольно долго и умудрился вписаться к самым перспективным молодым режиссерам конца 50-х - от Ёсиды до Судзуки. Правда, самая знаковая роль в карьере актера - его персонаж из Бирманской арфы.