http://www.kinopoisk.ru/blogs/hollywood/post/3230/#comm0 В блоге Гори Голливуд Гори открывается новая рубрика, начать которую мы планировали еще прошлой осенью, но так и не решались это сделать. Изо всех сил тормозили, долго топтались на месте, иногда просто пасовали перед масштабами задуманной идеи. Вчера перестали пасовать, бросили тормозить и сделали первые шаги… встречайте.
Уверен, для постоянных читателей ГГГ эта рубрика не станет чем-то новым или неожиданным. Если вы хотя бы иногда следили за итоговыми топами азиатского кино, то формат вам уже прекрасно знаком. Идея, по сути, очень простая. Сделать примерно то же самое, что и итоговые топы, но начать с дремучего 1999 года. Неспешно и основательно рассказать о самых заметных азиатских фильмах 1999 года, потом - 2000 года, после этого - 2001… ну, одним словом, вы поняли.
Еще раз повторю - неспешно и основательно. Сначала про 1999 год у корейцев, потом у китайцев, потом у японцев и так далее по списку.
Зачем это надо?
Во-первых, чтобы заполнить пробелы в нашем с вами киноманском образовании. У каждого нормального кинозрителя, включая меня и вас, есть пробелы, о которых они знают, и пробелы, о которых они даже не подозревают. Мы будем пытаться рассматривать и те, и другие. Поверьте, когда разговор заходит об азиатском кино, пробелов оказывается бесконечное множество даже у самых эрудированных фанатов.
Во-вторых, чтобы освежить наши с вами воспоминания. Тринадцать или двенадцать лет назад мы смотрели эти фильмы совершенно иными глазами. Мы были моложе и глупее, а время - абсолютно другим. Могу поспорить, после 10 или 12 фильмов, выпущенных в 1999 году, вы испытаете море шокирующих открытий. Вы обнаружите насколько сильно и как именно изменился окружающий мир за эти годы.
Я при этом искренне надеюсь, что среди наших читателей все еще есть люди старше 13 лет. Иногда в это очень трудно поверить, сорри.
Еще я надеюсь на ваше активное участие. Мы тут пытаемся создать картину нашей коллективной памяти (пусть для многих она будет писаться совершенно с нуля), поэтому ваше участие в комментариях приветствуется. Делитесь впечатлениями и сокровенными знаниями, поправляйте автора, вспоминайте то, о чем он подзабыл или просто не знал. Велкам!
Почему отправной точкой нашего “путешествия” был выбран 1999 год? Честно говоря, сначала планировали начать с 2000 года (новое столетие и всё такое… и не нужно меня поправлять), но потом стало понятно, что цифра была взята уж слишком с потолка, а вот 1999 - совсем наоборот. Именно в 1999 году в истории азиатского кино произошел феноменальный скачок - корейцы вышли на мировой рынок, в Гонконге перестали жить вчерашним днем, а японцы наоборот сделали смерть своим главным товаром. Понятно, что все перечисленные события возникли не на пустом месте, а после ряда серьезных событий и десятков примечательных картин, но здесь у нашего выбора есть второй основательный аргумент.
Именно в 1999-2000 году азиатские картины стали попадать на экраны отечественных кинотеатров. Шири, Негде спрятаться, Табу, Император и убийца. Могу поспорить, что среди читателей найдутся те, кому повезло посмотреть эти ленты именно на большом экране.
По этой причине мы начинаем с 1999 года, а 1999 год - с рассказа про фильмы из Южной Кореи. Выбор первой страны, мне кажется, был вполне очевиден. Именно в 1999 году Южная Корея превратилась из страны дремучего фестивального артхауса в богатую, трендовую и очень амбициозную кинодержаву. Произошло это для современников очень внезапно, резко и местами пугающе. Но зато очень бодряще.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ. ГОД 1999 - ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Шири / Shiri Первый корейский фильм, вышедший в широкий прокат не только у нас, но и на Западе (здесь, правда, могу немного приврать). И не просто в широкий прокат, а качественно отдублированный и с большой рекламной кампанией в прессе, включая приезд режиссера в Дефолт-сити.
Пять минут назад специально, чтобы проверить прокатчика, нашел на пыльной полке журнал “Премьер” за ноябрь 2000 года с рецкой от Кулиша и фото Элизабет Харли на обложке. Артефакт.
Что же такого было в Шири, что подняло волну интереса к провинциальному, на первый взгляд, кинематографу. Почему фильм, ничем качественно не отличавшийся от, например, вышедшего в тот же год в Гонконге Пурпурного шторма, стал мировой сенсацией. Кому говорить за это спасибо - инвесторам, маркетологам, прокатчикам, покровителям из правительства или всей нации, которая внезапно решила, что её кинематограф может стать самым крутым на планете?
Вопрос довольно сложный, и отвечать на него в этой статье мы не станем.
Но маркетологов все же похвалим. Поговорку о том, что у себя на Родине Шири собрал больше и быстрее, чем Титаник, повторяли по всей планете, и поговорка всегда звучала круто и авторитетно. Тем более, что это было абсолютной правдой. Во время проката в корейских кинотеатрах этот шпионский боевик посмотрел каждый шестой кореец, а певец PSY (не к ночи помянутый) цитирует его и по сей день.
Click to view
Каждая рецензия на этот фильм начинается обычно с рассказа о том, что “шири” - это маленькая тропическая рыбка, которая обитает одинаково привольно в водах Северной и Южной Кореи. Незамысловатый символ того, что, несмотря на все разногласия, южане и северяне - люди одной крови и могут жить дружно.
К сожалению, из всех персонажей фильма обитать на Севере и Юге может лишь один - северокорейская диверсантка Ли Бон-хи. И что еще печальнее - в то время, когда правительство двух стран пытается заключить перемирие, преданная своему фанатичному командиру Мюн-хён готовит крупный теракт на центральном сеульском стадионе.
Главный герой фильма - агент южных спецслужб Ю Чжон-вон. Он уже шесть лет охотится за Бон-хи, методично истребляющей местных политиков, не подозревая, что его цель находится совсем близко. Легендарная снайперша - его собственная невеста, безобидная хозяйка маленького аквариумного магазинчика.
Голливудский размах, гонконгский экшен и корейская сентиментальность. Любовь и фанатизм, патриотизм и дружба - что окажется сильнее.
Фильм неплохой, но, честно скажем, простецкий. Посмотреть его во второй или третий раз вполне стоит, но не из-за перечисленных выше пафосных достоинств, а по причине участия в фильме невероятного актерского ансамбля. В 1999 году все эти люди еще не вышли в дамки, но пройдет всего несколько лет и Сон Кан-хо с Цой Мин-сиком станут звездами мирового масштаба, а красавица Ким Юн-чжин прогремит на всю планету в сериале Лост.
Единственный, кто внезапно предпочел уйти в тень, оказался исполнитель главной роли Ган Сык-кю. После целой серии мегахитов - Green Fish, Contact, Christmas in August, Shiri, Tell Me Something - он на самом пике карьеры внезапно на четыре года сбежал из кино. Если учесть, что это были те самые четыре года - с 1999 по 2003 год - когда в Корее складывался новый институт звезд, потеря Ганом статуса самого кассового актера была вполне предсказуема. Если ты отказываешься от ролей у Джонни То, Ли Чон-дона и Пака Чхан-ука, судьба наверняка перестанет тебя баловать.
И дабы не возвращаться ближайшее время к судьбе этого примечательного актера, мы осторожно перейдем к рассказу про его второй фильм, вышедший в 1999 году.
Шестой подозреваемый / Tell Me Something Самый первый фильм про серийных убийц в нашей исторической ретроспективе. Можно сказать - предтеча всего того кровавого и сентиментального хардкора, которым корейское кино пичкает своих и иностранных зрителей последние годы.
Стильное, жестокое, очень чувствительное и безупречное в эстетическом плане. Уверен, примечательные фильмы про маньяков были у корейцев и раньше, но именно в фильме Чона Юн-хёна можно пронаблюдать рождение и развитие всех базовых элементов этого корейского жанра. Инцестовые флэшбеки, обязательный вальсок в момент катарсиса. Не хватает только черной бейсболки на голове убийцы, но это уже совсем из другой песни.
К разговору о песнях и вальсах. Несмотря на весьма приличный вальсовый саундтрек, режиссер Чон не может отказать себе в том, чтобы не вставить в видеоряд с полдюжины козырных западных песен и построить именно вокруг них свое визуальные изыски. “Red Right Hand” Ника Кейва, “Boadicea” Энии. Каждая режиссерская инсталляция выглядит очень круто и стильно, просто незабываемо. Также следует заметить, что сегодня фильм смотрится лучше, чем лет десять назад. Я его, помнится, за все эти годы раз пять начинал, но каждый раз откладывал из-за неспешности повествования. Теперь же маньячный дискурс, про который я уже говорил, порядком меняет отношение к картине.
Два слова про сюжет. Неизвестный маньяк подбрасывает мешки с расчлененными трупами в публичные места. При этом в каждом мешке голова может быть от одного трупа, ноги от другого, руки от третьего. Со временем полиция находит связь между покойниками - каждый из них был любовником красивой кураторши из столичного музея живописи.
Кураторшу играет главная корейская богиня конца 90-х - 26-летняя
Сим Ын Ха.
Всего лишь через год она снимется в первой корейской картине формата “Догма”, а потом совсем уйдет из кино. Сначала отправится во Францию, чтобы учиться живописи, потом выйдет замуж за наследника большого мегакорпа, после этого попробует себя в политике, став спикером правой Либерально-передовой партии. У себя в Корее она считается звездой и по сей день, но мы помним её лишь по паре фильмов конца 90-х - Рождеству в августе, Рожденному убивать и маньячной картине Шестой подозреваемый.
Я, кстати, не знаю, почему у этого фильма такое название в нашей базе. Быть может, вы в курсе.
А теперь мы сделаем паузу в рассказе. Продолжение - завтра.