Мира Грант “Feed” (2010) ***+/****

Mar 12, 2012 16:39



Единственное, что хорошо примиряет с существованием дутых бестселлеров типа “Сумерек” или “Гарри Поттера” - это их способность пробить головой стену массового невежества и дать этим прорывом шанс писателям более талантливым и сильным. Для примера, “Гарри Поттер” - фуфло, но без него не появились бы на свет трилогии Джонатана Страуда и Филиппа Пуллмана. “Сумерки” тоже книга сомнительных достоинств, но тренд на городскую фэнтези, во многом, заслуга именно Стефани Мейер и её промоутеров.

Главный тренд последних двух лет - это подростковый пост-апокал. “Голодные игры”, “Дивиргент”. Если экранизация первого из этих романов сдетонирует в прокате, мы будем еще несколько лет жрать гламурную тушенку. К счастью, есть уже в этом тренде и свои герои, достойные не только мессы. Например, роман Миры Грант “Feed”. Один из финалистов на премию “Хьюго-2011”. Лучший роман формата “sci-fi” 2010 года по мнению пользователей социальной сети GoodReads. От себя добавлю, Feed - лучший роман про зомби из прочитанного мной на данный момент.

Во вселенной Миры Грант зомби-апокалипсис начался в 2014 году по вине кучки случайных идиотов, одержимых благими намерениями. Одни пытались изобрести универсальную вакцину от гриппа, вторые - лекарство от рака, третьи - опасались, что фармацевтические концерны постараются скрыть оба изобретения, поэтому выкрали их и распылили в атмосфере. Подохли, в результате, и первые, и вторые, и третьи. Плюс несколько миллиардов человек. Обе вакцины сработали самым непредсказуемым образом и породили вирус “марбурга-келлиса”, превращающий людей в кровожадных и смертоубийственных инфектедов. К счастью, в отличии от сотен книг и фильмов про зомби, в этом мире знали что это и понимали как нужно бороться с врагом. Старенький Джордж Ромеро превратился в национального героя, который собственным творчеством невольно спас человечество от неминуемой погибели.

2039 год. Война с “зомби” закончилась много лет назад. По санитарным и прочим причинам, связанным с безопасностью, правительство решило не истреблять зараженных до последнего. Почти вся территории Штатов до сих принадлежит именно им, в то время, как нормальные люди обитают исключительно в защищенных и хорошо оборудованных поселениях со всеми благами цивилизации, заканчивая широкополосным интернетом. Нормальная цивилизованная жизнь, никакого пост-апокала и тушенки.

Нормально, но довольно параноидальная. Вирус можно подхватить совершенно случайно и в любой, самый неожиданный, момент, для этого необязательно ехать в пустоши и встречать зомбаков. По этой причине все животные, дикие и домашние, массой тяжелее 16 килограмм (фатальный минимум для заражения) истреблены по закону. В то же время каждый человек должен сдавать кровь на анализы по несколько раз в сутки, даже если он не выходит за пределы своего квартала. Все к этому давно привыкли и считают за очевидную необходимость, но легкий душок политической антиутопии все равно витает в воздухе.

Главные герои романа - молодые блоггеры. Люди, которые привыкли ради рейтингов и прикольной фотки ездить на пустоши и тыкать палочками в мертвяков. Вы сейчас, наверное, морщитесь от презрения, но в мире “Feed” именно блоггеры и социальные сети спасли тысячи людей от гибели, когда правительство и государственные каналы рухнули под первой волной эпидемии. Что делать, как бороться, куда бежать. Блоггеры знали ответы или же отчаянно пытались их найти, зачастую расплачиваясь собственной жизнью. Блоггеры 2039 года родились уже после начала войны, но тоже чтут профессию и героев прошлого.

После подобной преамбулы от романа ожидаешь американского “Сталкера”, но в этом и заключается главный авторский майндфак. В романе нет пустошей, самих зомби тоже с гулькин нос, что некоторых очень сильно напрягает, но и это ерунда. Ты ожидаешь от книги кровь, мясо и кишки, а получаешь - гибрид “Всей президентской рати”, “Мартовских ид” и пары томов публицистики Хантера Томпсона.

Главные герои - популярные молодые блоггеры из команды Джорджии Мейсон - выбраны для участия в избирательной компании нового кандидата в президенты. Следующие несколько месяцев они должны колесить с кандидатом по стране и освещать в Сети его путешествие. Беспристрастно и независимо. Но в процессе поездки выясняется, что кто-то целенаправленно пытается сорвать кампанию. Сначала вспышка эпидемии происходит во время одного из публичных дебатов, потом инфектеды вырезают поместье, где оставались дети и родители кандидата, после этого фатальные инциденты начинают происходить и в команде героев. Становится очевидно, неизвестные враги кандидата умышленно заражают невинных людей,

У романа есть свои недостатки: сюжет временами слишком коряв, наивная репортерская (пардон, блоггерская) романтика вызывает смущение (если воспринимать ее всерьез, что большая глупость). Но при этом плюсы книги ощутимо перевешивают все эти претензии. Мира Грант (а это, на самом деле, псевдоним популярной писательницы в жанре “urban fantasy” Шинан Макгуайер) создает необычный сеттинг, где люди уже пережили зомби-апокалипсис и восстановили мир, но пепел катастрофы все еще стучит у них в висках. Поэтому когда твой лучший друг оказывается внезапно заражен вирусом, то в этом нет чего-то необычного, странного, требующего принятия отчаянных решений или поступков. Ты знаешь, что это конец, стопроцентная смерть, никаких шансов на спасение, но ситуация не становится от этого проще. Наоборот, лишь еще больше начинает мучить ощущение несправедливости и трагедии. С одной стороны, война уже закончилась, никто больше не должен умирать. С другой стороны, зомби по прежнему стоят у тебя за забором и ждут своего часа, апокалипсис никто не отменял, мир и порядок в твоей голове - это только иллюзия и самообман. На этих очень сильных эмоциональных позывах и построена вся книга.

зомби, обзоры книг

Previous post Next post
Up