режиссер Дзюндзи Сакамото
в ролях Хидэкадзу Араи, Харуко Сагара, Ёсио Харада, Акадзи Маро
Главное, на что я обратил внимание, когда впервые услышал про дебютный фильм Дзюндзи Сакамото «Нокаут», - это его твердая позиция в списках «100 лучших фильмов японского кинематографа». На тот момент я видел только поздние фильмы режиссера, где его стиль был невыразителен и максимально конъюнктурен, но сказки товарищей о былом бунтарстве Сакамото и его дружбе с Сого Исии были живы в моей памяти. Ко всеобщему счастью, Сакамото не подвел «сказочников». Уже с первых минут «Нокаута» стало ясно: автору есть что сказать про людей с ринга.
Первое, что бросается в глаза в начале фильма «Нокаут», - выцветший синяк на лице подруги главного героя. Простая и несерьезная деталь, в ней больше комедии, чем драмы, но зритель сразу понимает: режиссер рубит фишку, у него нет никаких иллюзий о том, что такое боксеры в быту. Помните хрестоматийный анекдот: «Зачем вы ударили свою жену?» «Я не специально, она сама раскрылась».
Дальше по сюжету главный герой приходит к родителям, и мы видим, что у них лица тоже в синяках. Кто-то скажет, это уже откровенный перебор, зачем столько фарса. Ничего подобного, пацаны, если сказал «а», всегда говори и «б», и режиссер картины «Нокаут» это прекрасно понимает.
В фильмах про бокс всегда много пафоса. Стальная воля, глаза тигра, быстрее бабочки, грациознее шмеля. Среди десятков номинантов на премию «Оскар» был только один персонаж, которого не побоялись показать с его дурной стороны, - Джек ЛаМотт из «Бешеного быка» Скорсезе. Все остальные герои ринга - либо рыцари в белых доспехах, либо жертвы системы и социального окружения. Герой «Нокаута» - японский боксер Эйдзи Адати - совершенно из другого теста.
Во время боя за звание чемпиона мира в легком весе Адати теряет сознание и падает на ринг. Врачи ставят бойцу мгновенный и неутешительный диагноз: серьезная травма мозга с образованием гематомы, вероятность выживания до прибытия на операционный стол - 20 процентов, вероятность выживания после удачной операции - 50.
Врачи спасают боксера, но запрещают ему выходить на ринг. Адати в лютом бешенстве, травма срубила его всего в шаге от мировой славы. Еще вчера он был перспективным 26-летним спортсменом, сегодня он - пенсионер, отработанный и никому не нужный материл. Перспектива пожизненной работы тренером в небольшом провинциальном додзё удручает чемпиона несказанно. Молодые бойцы без всякой жалости получают от него в табло, новый тренер не намерен их ничему учить, для него они только груши. Главная цель калеки - его собственный грандиозный камбэк.
Наблюдая происходящее, хозяин спортзала нанимает второго тренера - бывшего чемпиона Макио Садзиму. По сути, Садзима - копия Адати, только лет на двадцать старше. Контуженный добрый старик, давно смирившийся со своей несостоятельностью и с энтузиазмом выполняющий роль живого мешка для битья. Ёсио Харада в этой роли забавен и обаятелен, хотя обаяние - не совсем то качество, которое должно определять наше восприятие героев этого фильма.
ДАЛЬШЕ
http://shinema.ru/films/rus/n/34725/