Чайна Мьевиль. ШРАМ \ THE SCAR (2001) ****\****

Dec 03, 2008 18:19


 

На протяжении последнего десятилетия фантастический авангард вызывал у читателей очень смешанные чувства. Умиление и восторг, жалость и легкое презрение. Самые разнообразные эмоции, за исключением банального человеческого респекта. Нил Гейман и Кристофер Прист, Иэн Бэнкс и Дэвид Митчелл. Их можно было читать, цитировать, восхищаться, но их нельзя было… боготворить. Они были слишком в мэйнстриме, слишком на поверхности. Излишне близкими и излишне доступными. Как сосед Дядя Коля или писатель Сергей Лукьяненко.

Но проблема всех этих авторов была даже не в этом.

Просто никто из них не мог создать РОМАН. Большую толстую книгу, которую не стыдно было назвать РОМАНОМ. Большую толстую книгу масштаба “Войны и мира”, “Горменгаста” или “Властелина колец”. Был, разумеется, среди них могучий товарищ Нил Стивенсон, но он подошел к написанию РОМАНА настолько серьезно, что распугал своими ньютоновскими бреднями две трети своих поклонников. Но РОМАНА так и не написал, увы.

Прошлой осенью на русском языке вышли “Газ, канализация и электричество” Мэтта Раффа, и мы впервые обнаружили свет в конце туннеля. “ГКЭ” был РОМАНОМ (последний раз употребляю крупный шрифт, извиняйте), романом во всех смыслах этого слова. Знакомство с остальным творчеством писателя показало, что из четырех его книг под нашу категорию подходит аж целых три. Блин, целых три книги. Мэтт Рафф почти сразу был признан Зиличем королем фантастического авангарда.

И вот этой осенью на горизонте появился еще один король - Чайна Мьевиль. Создатель романа “Шрам”, который появился наконец и на русском языке. Попытки пересказать сюжет этой книги бесполезны. Несколько раз пытался это сделать, но всякий раз обнаруживал, что бормочу несусветную чушь. Если все же попробовать последний раз вычленить синопис в одну строчку, то “Шрам” - это микс “Моби Дика” и “Пиратов Карибского моря”. Или же “ультимативный пиратский фэнтези-роман ”.

Помимо этого, “Шрам” еще и второй роман в “нью-кробузонской” трилогии. Первая книга этого цикла “Вокзал потерянных снов” была издана в нашей стране год назад и представляла из себя совершенно самостоятельное произведение. “Вокзал” был ярким, самобытным, штучным, но при этом излишне пестрым и претенциозным. Автора слишком распирало от собственных идей, что вызывало у некоторых читателей мгновенное отторжение. В “Шраме” претенциозность исчезла, писатель вырос, его новый роман практически безупречен. Настолько безупречен, что ему хочется зафигачить пять из четырех звезд.

Главная книга года, без вариантов.

паропанк, обзоры книг, чайна мьевиль

Previous post Next post
Up