На протяжении последнего десятилетия фантастический авангард вызывал у читателей очень смешанные чувства. Умиление и восторг, жалость и легкое презрение. Самые разнообразные эмоции, за исключением банального человеческого респекта. Нил Гейман и Кристофер Прист, Иэн Бэнкс и Дэвид Митчелл. Их можно было читать, цитировать, восхищаться, но их нельзя было… боготворить. Они были слишком в мэйнстриме, слишком на поверхности. Излишне близкими и излишне доступными. Как сосед Дядя Коля или писатель Сергей Лукьяненко.
Но проблема всех этих авторов была даже не в этом.
Просто никто из них не мог создать РОМАН. Большую толстую книгу, которую не стыдно было назвать РОМАНОМ. Большую толстую книгу масштаба “Войны и мира”, “Горменгаста” или “Властелина колец”. Был, разумеется, среди них могучий товарищ Нил Стивенсон, но он подошел к написанию РОМАНА настолько серьезно, что распугал своими ньютоновскими бреднями две трети своих поклонников. Но РОМАНА так и не написал, увы.
Прошлой осенью на русском языке вышли “Газ, канализация и электричество” Мэтта Раффа, и мы впервые обнаружили свет в конце туннеля. “ГКЭ” был РОМАНОМ (последний раз употребляю крупный шрифт, извиняйте), романом во всех смыслах этого слова. Знакомство с остальным творчеством писателя показало, что из четырех его книг под нашу категорию подходит аж целых три. Блин, целых три книги. Мэтт Рафф почти сразу был признан Зиличем королем фантастического авангарда.
И вот этой осенью на горизонте появился еще один король - Чайна Мьевиль. Создатель романа “Шрам”, который появился наконец и на русском языке. Попытки пересказать сюжет этой книги бесполезны. Несколько раз пытался это сделать, но всякий раз обнаруживал, что бормочу несусветную чушь. Если все же попробовать последний раз вычленить синопис в одну строчку, то “Шрам” - это микс “Моби Дика” и “Пиратов Карибского моря”. Или же “ультимативный пиратский фэнтези-роман ”.
Помимо этого, “Шрам” еще и второй роман в “нью-кробузонской” трилогии. Первая книга этого цикла “Вокзал потерянных снов” была издана в нашей стране год назад и представляла из себя совершенно самостоятельное произведение. “Вокзал” был ярким, самобытным, штучным, но при этом излишне пестрым и претенциозным. Автора слишком распирало от собственных идей, что вызывало у некоторых читателей мгновенное отторжение. В “Шраме” претенциозность исчезла, писатель вырос, его новый роман практически безупречен. Настолько безупречен, что ему хочется зафигачить пять из четырех звезд.
Главная книга года, без вариантов.