ПРИЮТ \ EL ORFANATO (2007) ***\****

Feb 27, 2008 14:23


режиссер Хуан Антонио Байона

в ролях Белен Руэда, Роже Принсип,Эдгар Вивар, Джеральдина Чаплин

Много лет назад в этих стенах был детский приют, одним из обитателей которого была и Лаура. Теперь - много лет спустя - будучи уже взрослой женщиной, она покупает эти пустующие стены, чтобы жить в них с мужем и их ребенком.

У сына Лауры Симона слабое здоровье и целая куча воображаемых друзей, но родители даже не пытаются разубеждать ребенка в их существовании. Все эти годы они скрывают от него два страшных факта - а) Симон усыновлен; б) у него СПИД. Понимая, что их семейное счастье далеко не вечно, Лаура готова терпеть от Симона любые проказы.

Но однажды мать все же не выдерживает. Надеясь, что “воображаемые друзья” не захотят покидать стены дома, она убеждает сына посетить развалины старого маяка. Каково было ее удивление, когда в темном полузатопленном гроте сын находит себе еще одного невидимого приятеля, и этот “приятель” согласился на предложение поселиться в их доме. Можно догадаться, что уже на следующий день в здании старого приюта начинают происходить малоприятные события.

Иногда классиков от всей души ненавидишь. У них получается настолько ощутимо влиять на жизнь и творчество наших современников, что это становится просто пугающим. “Haunted!” - хочется кричать нам при виде некоторых произведений искусства - “Really Haunted!”

Режиссер Байона - известный испанский клипмейкер, для которого “Приют” стал дебютом в большой кино. Дебютант - идеальная tabula rasa; удобный материал для чужого влияния. И чужое влияние в фильме Байона неоспоримо. Фигура продюсера Гильермо дель Торо немым укором висит над всем его полотном. Но только ли его? И не подвергся ли чужому влиянию сам Маэстро Продюсер? Разумеется, да. Если поднять голову и присмотреться повнимательнее, то мы сразу увидим титаническую фигуру британского писателя Генри Джеймса.

Повесть Генри Джеймса “Поворот ключа” сделала для европейского хоррора примерно столько же, сколько и “Дракула” Брэма Стокера. После “Дракулы” нам трудно придумать оригинальный сюжет про вампиров. После “Поворота ключа” призрак Куинта начинает мерещиться зрителю в каждом втором фантоме. В этом фильме он даже не пытается принимать чужие обличья. Последние пятнадцать минут “Приюта” повторяют развязку “Поворота” шаг в шаг - за исключением только пары неверландовских нюансов. И что самое печальное - обвинять режиссера в излишнем цитировании классиков тоже нельзя. Обильным цитированием Джеймса занимаются последние годы почти все испанцы, пробующие себя в формате “ghost story”. Мисс Джесэп теперь для них все равно, что как Садако для их японских коллег. И никуда от этого не убежишь.

ghost story, испанское кино, гильермо дель торо, кино-2007

Previous post Next post
Up