Третья книга за этот год, о покупке которой я искренне жалею. Еще один аргумент в пользу того мнения, что самые ожидаемые книжные новинки нужно читать обязательно с монитора. Чтобы потом не натыкаться на них взглядом на любимой книжной полке и не цедить сквозь зубы “вот сцуко!”
У бывалых читателей есть такая болезнь - “эффект фэнского реткона”. Это когда ты встречаешь плохую книгу уважаемого автора и начинаешь после нее на полном серьезе думать “а ведь я всегда говорил, что этот чувак не умеет писать”. Виноваты обычно в этом не только читатели-негативщики, но и сам автор, умудрившийся собрать под одной обложкой все самые заметные свои изъяны. “Страна призраков” Гибсона - именно такая книга.
Давайте посчитаем по пальцам все то, что нас всегда бесило в Гибсоне. Если вы со мной не согласны и готовы отдать за любимого автора правую руку или единственный хер, то я даже соглашусь перефразировать фразу. Давайте посчитаем по пальцам все то, что бесило в Гибсоне МЕНЯ ОДНОГО.
Главный герой Гибсона - женщина. Не утомило, нет?
Все остальные персонажи - плоские картонные чурбаны уровня романов Тома Клэнси.
Гибсон не умеет держать интригу. И всячески скрывает это за мультилинейностью сюжета. Но искусством мультилинейностью он тоже не владеет, поэтому дополнительные линии зачастую можно смело пропускать и не грузиться тем, что ты лишился чего-то важного. Особенно хорошо это заметно в “Стране призраков”. Линии кубинского файтера и наркомана-кодировщика можно смело пропускать. Если появится сильное желание, то их куда правильнее будет прочесть отдельно. Уже после прочтения линии Холлис.
Гибсон не владеет сюжетом. Чтобы понять сюжет его книги на вменяемом уровне требуется прочесть ее как минимум два раза. И это роднит романы писателя не с романами Нила Стивенсона, а с плохими постингами из ЖЖ.
У Гибсона нет драматических концовок. И я не уверен, что это авторский прием. Каждое большое произведение автора заканчивается… совершенно никак. Герои выполняют квест и расходятся. Точка. Вопрос “и что из этого?” повисает в воздухе каменной соплей.
Можно было навешать здесь еще десяток стандартных люлей типа “сомнительной стилизации”, но делать это уже не хочется. Моя пятиминутка ненависти подошла к концу. Последнее, что можно сказать под занавес. Обычно после прочтения очередной книги Гибсона я говорил “Филипп Дик смог бы сделать из этого материала хороший роман” Но после “Страны призраков” даже эта фраза претерпела коренные изменения. “Филипп Дик с таким говном не стал бы даже связываться”.
Между прочим, тираж русского издания романа - 3000 экземпляров. Улыбайтесь!