ПРЕСТИЖ \ PRESTIGE (2006) **+\****

Nov 28, 2006 15:55


Я часто издеваюсь над толкинистами, истекающими ядовитой слюной в адрес
Питера Джексона, хотя в то же время сам прекрасно понимаю, что именно их гложет. Жуткое и совершенно детское нежелание смотреть на то, как их любимыми игрушками играются другие люди. Короче, писать про экранизации книг, фанатом которых ты являешься - аццкое занятие. С этого и начнем.

“Престиж” - экранизация одноименного романа Кристофера Приста, который я несколько месяцев назад назвал лучшей книгой, прочитанной за этот год, и вроде бы пока не отказываюсь от своих слов. Экранизировать этот роман решился полубританец Кристофер Нолан, прекрасно известный всему миру необычными сюжетными заморочками, которые он выбирает для своих фильмов. “Мементо”, “Бессоница”, новый “Бэтмен” и вот теперь “Престиж” стоят среди самых необычных картин последних лет.

Я вроде бы излишне растекаюсь мыслью по древу, хотя этого делать сейчас не стоит. Поэтому буду максимально краток. С первого раза мне картина дико не понравилась. Со второго - я все же смирился с ее существованием и, наверное, даже сочту теперь ее удачной адаптацией. По крайней мере, для произведения, которое нормально адаптировать практически невозможно.

Первая проблема фильма - сюжет. По сравнению с книгой он претерпел жуткие изменения. Фильм начинается с того, что известный фокусник Альфред Борден обвиняется в преднамеренном убийстве своего коллеги Роберта (!) Энжера, который прямо на его глазах утонул в резервуаре для одного из своих аттракционов. Ожидая в камере дня своей казни, Борден читает дневник Энжера и перед его глазами снова встает история их многолетней вражды.

Все началось лет десять назад, когда начинающие фокусники Борден и Энжер работали у опытного мага Милтона. Их дурацкое юношеское соперничество очень быстро привело к жуткой трагедии. Из-за неправильно связанного узла погибает во время представления жена Энжера, и он обвиняет в этом своего товарища. Сначала обвиняет, а потом и мстит. Энжер приходит переодетым на представление Бордена, и тому не удается поймать пулю, что стоит ему в итоге двух пальцев на правой руке. Этот инцидент становится только началом многолетнего и бескомпромиссного соперничества, которое еще унесет за собой множество ни в чем неповинных жизней.

Проблемы фильма как фильма. Первая - герои выглядят очень плоско, глубины никакой. Если учесть, что это история про человеческую одержимость, то это серьезный минус. Вторая - финал. Он такой же уродский как и концовка недавнего “Иллюзиониста”. “Здравствуй, мамо, это я!”

Проблемы фильма как экранизации. Первая - отсутствие должной атмосферы. Вместо красивой и очень таинственной готической истории мы получили триллер “про уродов и людей”, а также про усатого Боуи. Вторая - нарушение необходимой полярности сюжета, где оба герои были бы равны друг другу. В итоге, Энжер - бездарный злодей и убийца, а Борден - хороший парень с тяжелой судьбой. Вдобавок к этому, Борден - британский пролетарий и самоучка, а Энжер - американский аристократ из богатой семьи. Чтобы подчеркнуть эту разницу, сценарист даже изменил саму концепцию дублей и престижей (кому интересно - в комментариях опишу) и сделали это так, что Энжер стал еще более циничным, а Борден - еще более трогательным. Третья - появление педагогической нотки. Картина получилась про то, что происходит с людьми, которые в своей одержимости не могут во время остановиться. Чтобы подчеркнуть эту мысль сценаристы ввели двух персонажей, которые должны демонстрировать победу над собственными демонами. Это Тесла (Боуи) и Гарри Каттер (Майкл Кейн). Последнего в романе вроде бы не было, хотя я могу и ошибаться.

кристиан бэйл, кино-2006, кристофер прист, дэвид боуи, хью джекман, кристофер нолан

Previous post Next post
Up