Чайна Мьевиль. ВОКЗАЛ ПОТЕРЯННЫХ СНОВ \ PERDIDO STREET STATION (2001) ***\****

Nov 16, 2006 15:54


Посреди бескрайней пустыни стоит город Нью-Кробьюзон. Огромный паропанковый мегаполис, на улицах которого царят грязь, нищета и жестокость, а также 10 миллионов его жителей, прибывших в этот город со всех концов мира. Каждый пытается найти здесь для себя место под солнцем, но не каждому удается это сделать. А все лишь потому что мегаполисом правят власть и деньги, а у большинства местных жителей нет ни первого, ни второго.

Непризнанный гений Айзек Гримнебулин чувствует себя в Нью-Кробьюзоне просто великолепно. У него есть дело, которое ему нравится; работа, которой он вполне доволен, и женщина, которую он любит. Даже несмотря на всю ее инсектоидную природу.

Однажды в лаборатории Айзека появляется гаруда Ягарек - человек-птица, изгнанный за преступление из своего племени пустынных воинов и лишенный в наказание за это анных ему природой крыльев. Ягарек предлагает Айзеку хорошие деньги, если тот сможет вернуть ему возможность летать, и тот не находит в себе силы отказаться от подобного предложения.

Пытась познать тайну воздухоплавания, Айзек собирает в своей лаборатории целый зверинец всевозможных летающих тварей. К сожалению для всего города, среди его последних приобретений оказываются также личинки сонных мотыльков. Гигантских тварей-людоедов, питающихся человеческим сознанием. Из-за опытов Гримнебулина они теперь пробуждаются к жизни и сбегают на свободу. Страшная и мучительная гибель грозит теперь каждому жителю Нью-Кробьюзона…

К концу XX века фэнтези как чистый жанр давно уже погряз в избитых клише и откровенных самоповторах, превратившись в основной своей массе в рядовое развлечение для инфантилов всех возрастов. Понятно, что в ситуации подобного разложения появилось много авторов, которые поставили своей целью полный ребрендинг жанра. Молодой британский марксист Чайна Мьевиль стал одним из таких реформаторов, практически возглавив такое необычное авангардное явление как “New Weird”.

“Вокзал Потерянных Снов” - уже второе произведение писателя, но при этом самое первое из его “нью-кробьюзонского цикла”. Вдобавок с этой книгой у меня совершенно индвидуальная и очень серьезная заморочка. Это единственное произведение из тех, которые я за последние пару лет начинал читать на английском, но так и не смог этого сделать, сдавшись уже странице на двадцатой. Сейчас прочитал его на русском и понял, что правильно сделал, когда в первый раз сдался. Слишком богатый и извилистый оказался вокабуляр у Мьевиля. Такой куда удобнее и правильнее воспринимать на родном языке, чем на языке подлинника.

“Вокзал Потерянных Снов”, наверное, один из лучших фантастических романов последних лет, но назвать его безусловным шедевром язык вряд ли повернется даже у преданных фанатов писателя. Перед нами большое и многслойное произведение продолжительностью в 800-900 страниц, на протяжении которых мы познакомимся с десятками персонажей всех рас и возрастов, а также пройдем Нью-Кробьюзон с самого дна и до последнего неба. Здесь будут ученые и художники, революционеры и милиция, мутанты и локальные ктулхи, живущие сразу в нескольких измерениях. Одним словом, большой жанровый винегрет, который может понравиться и фанату паропанка, и любителю революционной эстетики, и обычному любителю контркультурной литературы.

антиутопия, паропанк, обзоры книг, чайна мьевиль

Previous post Next post
Up