Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг. МАШИНА РАЗЛИЧИЙ \ THE DIFFERENCE ENGINE (1990) ***\****

Jul 14, 2006 15:23


Два акушера жанра “киберпанк” Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг (это не четыре человека, а всего два) решили на пороге нового десятилетия разродиться новым жанром. Этим жанром оказался “паропанк”, мифы о котором ходили вроде бы и до этого, но при этом все равно никогда не принимали четких стилистических рамок.

Итак, “Машина различий”. Представим на минутку или на часок, что лорд Байрон так и не уехал на юга помогать греческим повстанцам, а Чарльз Бэббидж все же изобрел свой дьявольский протокомпьютер. В результате, эти два почти не связанных с собой события повлекли за собой приход индустриальной эпохи на сто лет раньше известного нам срока.

Лондон 1855 года погряз в смраде своих индустриальных пригородов. Шахтеры-кроты бастуют, луддиты-гопники лютуют, а ученый свет продолжает идти своей дорогой к светлому будущему. Именно по этой дороге и по улицам этого Лондона предстоит теперь держать свой путь палеонтологу Неду Мэллори, верувшемуся в столицу с американского фронтира из шпионско-научной экспедиции.

Из-за своей привязанности к азартным играм он оказался вовлечен на ипподроме в Эпсоме в сложную шпионскую авантюру, связанную с Адой Байрон, с созданной ею “игорной ”машиной и антиправительственным заговором техасских коммунаров...

Много лет избегал этой книги и теперь понимаю, что поступал неправильно - прочтения она безусловно заслуживала и прочтения очень внимательного.

Надо сразу сказать, что мои опасения исходили исключительно из мнения, что такие люди как Гибсон со Стерлингом вряд ли могут написать про викторианскую эпоху что-либо достойное. Дело в том, что я никогда не был особым фанатом Конан Дойла, Стивенсона или Стокера, но перед их временем испытываю определенное благовение - оно ведь чертовски новеллистична. По этой причине любое приличное упражнение на этом поле всегда вызывало у меня только бурную симпатию - будь то Борис Акунин, Алан Мур или Кристофер Прист.

Надо признать, что Гибсон со Стерлингом вполне прониклись эпохой своей книги и ее духом, но хватило их при этом только на первые две трети. Поэтому первые 70% романа - это большой постмодернисткий рулез, а последние 30% - вымученная попытка дописать сюжет и придать всему проекту матерую концептуальность.

Но все равно зачтено. Пять с минусом.

викторианская англия, брюс стерлинг, паропанк, уильям гибсон, лорд байрон

Previous post Next post
Up