1953 год. Стареющий музыкальный продюсер Джо Шиллинг решает уйти на покой. Он поселяется в тихом городке Пасифик-Парк в пригороде Сан-Франциско и открывает здесь небольший музыкальный магазинчик, торгующий исключительно пластинками с классической музыкой. Довольно быстро личному спокойствию Шиллинга приходит конец, когда он умудряется влюбится в 20-летнюю уроженку этого городка Мэри Энн Рейнольдс. Эта молодая провинциалка отчаянно жаждет свободы и самовыражения, задыхаясь от удушливого консерватизма своего родного города. Она прекрасно понимает, что знакомство с Джо Шиллингом способна изменить всю ее жизнь, но…
… но по непонятной для всех причине Джо Шиллинг ей неприятен. Зато приятен и мил черный певец Карлтон Твини, который к девушке совершенно равнодушен. Негр упорно игнорирует ухаживания со стороны юной Мэри и при этом цинично и почти у нее на глазах готов трахать чокнутую эксгибиционистку Бет Кумбс. Ту самую Бет Кумбс, чей муж-вуайерист собирается теперь убить Твини, хотя прекрасно знает о ее прошолой связи и Шиллингом и даже пытается его этим шантажировать.
Одни словом, тихий мирок Пасифик-Парка далек от совершенства…
Этот совершенно не фантастический роман вышел только спустя пять лет после смерти писателя. Не случись с ним в 1982 году тот самый роковой инфаркт, то спустя пять лет ему как раз бы исполнилось столько же лет, сколько и его герою, с которым он себя без сомнения ассоциировал. Проведу даже более обобщающее наблюдение, в котором при этом не будет ничего нового. Если в романе Филипа Дика вы неожиданно замечаете среди персонажей бородатого диджея или же бородатого продавца пластинка, то знайте - это писатель смотрится на себя в зеркало.
Джо Шиллинг - это пожилой Филип Дик. Хороший человек, за плечами которого много лет в шоу-бизнесе, пять неудачных браков и много-много разочарований. Разумеется, от осознания всех этих параллелей и нюансов история любви стареющего мужчины к взбалмошнои и вздорной девчонке кажется еще более грустной и трагичной. Ох уж, эти двадцатилетние шизофренички, которые за забором собственных гормонов не способны ни на одно внятное чувство! Сколько раз они появлялись на страницах книг Филипа Дика, неся отчаяние и смерть его героям. Cколько боли и огорчений…
Тээкс-с! Тормозните меня как можно скорее! Похоже, что я откровенно перегибаю палку и начинаю гнать. Ведь я уже прекрасно знаю подлинный контекст этого произведения, а вы еще нет.
Ведь на самом деле “Мэри и великан” были написаны совсем не умудренным годами мужем, а 27-летним парнем из Беркли, который только начинал свою писательскую карьеру и еще не выпустил ни одного фантастического романа. На самом деле “Мэри и великан” были закончены еще задолго до “Солнечной лотереи”, хотя так и не были опубликованы до самой смерти их автора.
Если учитывать этот факт, то все сразу встает на свои места и меняет свои акценты. Перед нами возникает совсем не возрастной роман, отягощенный жизненным опытом и стилизованный под послевоенную эпоху, а совсем наоборот. Молодой, хотя и вполне зрелый, литературный эксперимент на ниве мэйнстримас жизненной философией, вполне укладывающейся в одну строчку- “бабы - дуры, негры - казлы, как же тяжело хорошему белому парню на этом белом свете ”.
По крайней мере, именно такая незатейливая мысль посетила мою бедную черепушку сразу же по прочтению этого романа. А возрасту мне столько же, сколько и автору этой книги в момент ее написания. Пойду поэтому напьюсь и замерзну…