Молодая журналистка Стефани Макканн проходит практику в провинциальной газете “Дейли Айлендер”, которая выходит ежедневно на одном из островов у побережья штата Мэн. Ее местные наставники - два ветерана этой газеты Дэйв Боуи и Винс Тиг - любят изредка пошутить над девушкой, при этом несмотря на свой уже преклонный возраст. Первому из них - семьдесят, второму - девяноста.
Однажды Стефани попросила стариков рассказать ей о самых загадочных историях, приключившихся на их острове. После нескольких известных баек про Огни-В-Небе, Корабль Мертвецов и Большое Воскресное Отравление старики решили наконец поведать своей молодой ученице самую таинственную историю из своей репортерской практики - историю Парня Из Колорадо.
Эта история началась в апреле 1980 года, когда двое местных школьников нашли на пляже тело неизвестного человека. Вскрытие показало, что он умер шесть часов назад, подавившись пирожком с рыбой. В момент смерти покойный смотрел на море в подзорнцую трубу, а в его кармане лежали пачка сигарет, семнадцать баксов и один русский червонец…
Много лет назад Стивен Кинг поклялся перед читателями в том, что по завершению саги о Темной Башне он обязательно уйдет из литературы. Понятно, что Стивен Кинг своего слова не сдержал. После завершения “ка-тета” не прошло и года, как из под его пера появилась первая экспериментальная повесть - повесть о Парне из Колорадо.
Эксперимент заключался в том, что она была записана на заказ специально для новой книжной серии Hard Case Crime. Это была серия покет-буков самого “желтого” пошиба, в которой должны были увидеть свет редкие криминальные романы 40-50-ых, а также стилизованные под них произведения современных авторов. Разумеется, новой повести Стивена Кинга предстояло стать главным козырем всей этой серии.
В послесловии к “Парню” писатель шутит, что эта повесть может вызвать только два чувства - сильную любовь или сильную ненависть. Эти слова автора вполне можно понять. С одной стороны, маэстро снова скормил нам невнятную байду в стиле недавнего “Почти как бьюика”. С другой стороны, “Парня” вполне можно поставить на одну полку с “Лезвием бритвы” Моэма и “Великим Гэтсби” Фидцжеральда.
Главной причиной подобной двоякости является используемый Кингом авторскиий прием. Он специально обговаривает в послесловии, что сваял на этот раз не просто детектив, а настоящую mystery, которой совершенно не нужен какой-либо solution.
Полторы сотни страниц писатель канифолит нам мозги, чтобы в финале не дать ни одного ответа даже на самые второстепенные вопросы. Половину читателей это может откровенно взбесить. “Гребаный килобайтщик!” - скажут читатели и отправят этот покетбук в унитаз. После мозгоебства последних кинговских романов подобная читательская реакция вполне ожидаема.
Но только они ошибутся. Так как на самом деле, Кингу практически в первый раз удалось выйти за рамки жанровой литературы и создать серьезное художественное произведение. Пусть и напоминающее обычный “Кубик Рубика” .
Дело в том, что жанр, в каком написан “Парень из Колорадо”, выбирается каждым читателем по своему вкусу. Мне лично показалось, что это философская притча о поиске смысла жизни. Именно поэтому я и поставил ее в один ряд с Моэмом и Гэтсби. Другому человеку повесть может показаться криминальным детективом, третьему - шпионским триллером, четвертому - научной фантастикой.
Фишка в том, что все эти уровни восприятия действительно скрыты в этом произведении. Стивену Кингу впервые удалось создать книгу, соавтором которой может оказаться любой читатель, взявший ее в свои руки.
Респект ему за это и уважение!
Забавно при этом, что сам писатель максимально отстранился от роли рассказчика и сделал себя одним из героев книги. Стивен Кинг=Стефани Макканн Я уж молчу, что при этом дело повести разворачивается в двух часах езды от родного Бангора.
PS… Зато писатель срезался на сущей мелочи, когда наградил в 1980 году своего героя десятирублевой монетой.
- What is it?
- Chervonetz. Russian money.