Джаспер Ффорд. ДЕЛО ДЖЕН ИЛИ ЭЙРА МИЛОСЕРДИЯ \ THE EYRE AFFAIR (2001) ***+\****

Nov 23, 2005 15:31


1985 год. Альтернативная история.

В России - монархия, в Англии - полицейское государство, а в Уэльсе - социалистическая республика. Что происходит за океаном никому не интересно, зато война в Крыму не закончилась и по сей день истощает финансы двух великих империй.

Англия - страна повышенной культурности, где нет футбола и панков. Зато вместо этого на улицах Лондона регулярно идут отчаянные бои между фанами Шекспира и Бэкона, а сюрреалисты способны спалить полквартала, отмечая годовщину собственной легализации. Не удивительно, что литературные преступления стали в этом мире одной из самой распространенных форм криминала.

Украсть рукопись Кольриджа и потребовать за нее выкуп. Написать ОТЕЛЛО 2: МАВР ЖИВ и выдать это творение за подлинник Шекспира. Со всеми такими преступлениями и имеет дело федеральная спецслужба “Литератек” или ГБ-14, где работает наша героиня Терзди Некст.

На этот раз ее миссия отличается повышенной сложностью, ибо ей придется иметь дело с Ахероном Гадесом - возможно, самым опасным преступником планеты. Новый замысел Стикса отличается повышенным цинизмом. С помощью гениального изобретения дядюшки Майкрофта Ахерон Стикс научился проникать внутрь художественных произведений.

Все дело в том, что если ты проникнешь в книгу через ее рукопись, то любое твое вмешательство в сюжет этой книги найдет самое непосредственное отражение на страницах каждой ее печатной копии. Именно поэтому Ахерон Гадес похитил рукопись диккенсовского “Мартина Чеззлвита” и взялся за методичное истребление всех его занудных персонажей. “Хотите спасти Мартина - платите деньги”.

Но главная цель Ахерона гораздо ужаснее, ведь он он решил собственноручно переписать финал “Джейн Эйр” Шарлотты Бронте. По этой причине Терзди предстоит стать героиней своей любимой книги, а на крыше горящего поместья Рочестер разразится совершенно другая драма…

ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ

Гарри Поттер для взрослых или Умберто Эко для людей с хорошим чувством юмора. Этакий постмодернистский киндер-сюрприз для каждого настоящего библиофила. Если еще более лаконично, то лучший бестселлер, из прочитанных мной за этот год.

Больше всего это похоже на аниме, перенесенное на бумагу писателем экстра-класса - анимешные герои, анимешные злодеи, анимешные проблемы.

Главная героиня - с пистолетом в руках, “вьетнамским”… пардон, “крымским” синдромом на душе и с совершенно безумным и непереводимым именем “Thursday Next”. Ее отец - человек без имени и прошлого, способный взглядом останавливать время и добывать из параллельных миров невышедшие синглы группы “Битлз”. Ее новый друг - укушенный вампиром охотник на оборотней по фамилии Стокер.

Ее главный враг Ахерон Гадес - столетний колдун с внешностью молодого анимешного злодея. Помимо телепатии и контроля над сознанием он способен услышать собственное имя, если его произносят в любой точке этой планеты. Ахерон уже истребил несколько групп пытавшихся его схватить оперативников и даже выпустил в печать собственные мемуары “Degeneracy For Pleasure & Profit”.

Помощники главного злодея. Безумный хирург, ведущий подпольную торговлю человечкими органами. Актер шекспировского театра, который играл на сцене Гамлета и в финале зарубил Лаэрта. Тупой громила по имени Феликс Табулараса, которого Ахерон клонирует после каждого его провала.

Все эти персонажи созданы лишь с одной целью. Показать, что подлинным поклонником классической литературы являются совсем не те, кто трясется над каждой строчкой своего любимого произведения, а совсем другие. Те, кто готовы эту самую каждую строчку встряхнуть и переписать заново ради ее же собственной пользы.

Одним словом, постмодернизм - фарева.

- Оставьте ваши сантименты, мистер Некст - я еще не закончил. Из-за ваших действий мне теперь придется искать новую альтернативу. Книгу, которая в отличии от “Чэззлвита”, будет обладать неоспоримой литературной ценностью.
- Только не “Большие надежды”!
Ахерон посмотрел на него с грустью.
- Мы уже закончили с Диккенсом, мистер Некст. Разумеется, я бы с удовольствием прогулялся по “Гамлету” и спалил бы этого мрачного датчанина. Или забрался бы в “Ромео и Джульетту” и придушил бы этого щенка Ромео, - Он тяжело вздохнул, - К сожалению, ни одно из произведений Барда не дошло до нас в подлиннике… Быть может у Беннетов что-нибудь и осталось… да вот только не факт.
- “Гордость и предубеждение”? Бессердечное чудовище!
- Это вам теперь не поможет, Майкрофт. Вам не кажется, что без Элизабет и Дарси “Гордость и предубеждение” станет довольно скучной вещью? Быть может, даже не Остин. Почему бы не пройтись по Троллопу? Хорошая бомба с разрывными осколками, заложенная в Барчестере, могла бы стать прекрасным развлечением. Уверен, что смерть мистера Краули поднимет много шума. Теперь вы видите, мой дорогой Майкрофт, что спасение Чэззлвита может стать теперь довольно глупым поступком.

теория заговора, джаспер ффорд, обзоры книг, стимпанк, вампиры, кровавая гебня, time travel, оборотни

Previous post Next post
Up