В Третьей Мировой не было победителей и решающих сражений. Просто однажды утром на планете вымерли все совы, а потом за ними вереницей последовали и все остальные дикие животные. В те роковые дни радиоактивная пыль не смогла убить только человечество, которое окопалось в своих каменных мегаполисах. В подобнойситуации одни выжившие предпочли тихо деградировать, остальные - громко бежать на другие планеты. Для удобства многочисленных колонистов были созданы андроиды-рабы, в совершенстве имитирующие настоящих людей. Иногда эти андроиды бунтовали и бежали на Землю, где их уже ждали профессиональные “охотники за наградами”.
В 1992 году профессиональному охотнику за наградами Рику Декарду предстоит сразиться на улицах Сан-Франциско с шестью беглыми андроидами. Разумеется, он не хочет этого делать, но у него есть очень сильный стимул. Все дело в том, что в случае успеха Декард сможет купить на заработанные деньги самое настоящее домашнее животное…
Существование фильма “Блейд Раннер” заметно портит впечатление от этой книги, постоянно вызывая в голове читателя никому не нужные сравнения. Это тем более прискорбно если вспомнить о том, что книга и фильм говорят совершенно о разных вещах, а культовые термины “блейд-раннер” и “репликант” являются собственностью только авторов фильма.
Философия “Блейд-раннера” светла и прозрачна. В отличии от нее, мыслительный процесс книги Филиппа Дика напоминает больше замысловатый калейдоскоп. На протяжении 200 страниц этого текста бытовая сатира превращается в антитоталитарный памфлет, который ближе к финалу трансформируется в самую настоящую религиозную мистерию. Если добавить к этому обычный набор неизбежных авторских фишек, то по завершению ознакомления с текстом читатель может испытать легкий ступор. Начинали за упокой - кончили за здравие…
Процесс создания романа прослеживается довольно легко.
Роман появился на свет из короткой газетной заметки, рассказывающей о том, как туземцы Океании хоронили двухсотлетнюю черепаху. Эта заметка писателя очень позабавило. Он понял, что любовь его современников к домашним животным имеет несомненое сходство с тотемизмом древнейших народов. Решив ознакомиться с краткой историей тотемизма, писатель понял, что в его шуточном наблюдении нет ничего смешного. Он осознал, что быть может только любовь к домашним животным и способность одушевлять живые и неживые предметы делает человека человеком. Дальнейший мыслительный процесс Филиппа Дика был приблизительно следующим.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: “А что если…”
- любовь к домашним животным станет для западной цивилизации новой религией
- новым Христом станет человек, убитый за то, что он воскрешал собачек и хомячков
- размер и уникальность животного будут влиять на социальный статус его хозяина
- “собачатники” и “кошатники” станут высшей кастой, а всех тех, кто не любит животных, вообще объявят вне закона как неполноценных
- врагов домашних животных будут расстреливать прямо посреди улицы
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: “а что если…”
- врагов домашних животных будут расстреливать прямо посреди улицы
- врагом домашних животных могут объявить в любой момент любого человека
- этим любым человек обязательно окажется самый преданный элемент системы
- наверняка, при этом он станет жертвой не самой системы, а заговора собственных жертв
МИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: “а что если…”
- герой религиозен лишь потому что так принято в обществе
- герой хочет доказать свою преданность вере
- сначала он начинает сомневаться в своей преданности вере
- потом и в своей вере
- рефлексия помогает ему найти веру
- вместе с ней бога
- вместе с ним спасение и надежду на возрождение
Обратите внимание, что во всем вышесказанном нет ни слова про андроидов. Книга считается многими одной из главных предтеч киберпанка, а между тем в этой рецензии нет ни слова про стальной разум. Почему? Да потому что в этой книге на месте андроидов мог быть кто-угодно другой. Вампиры, эльфы или пришельцы из космоса. Хотите вы этого или нет, но “Электрические овцы” - прежде всего, роман про людей. Если хорошенько подумать, то в нем нет ни единого нового слова про не-людей.
Забавно, что в 1982 году Ридли Скотт навсегда исправил эту оплошность, сделав одним махом из Филиппа Дика подлинного “дедушку киберпанка”.
P.S.
Now I lay me down to sleep,
Try to count electric sheep,
Sweet dream wishes you can keep,
How I hate the night.