Как едят наши мозги

Jun 12, 2013 03:15

В предыдущем посте я бросил вопрос в воздух - что же заставляет людей следовать гендерным условностям, даже если очевидно, что они их держат в жёстких рамках?
Что ж, я насчитал как минимум две причины. Возможно, список будет дополняться.
Это касается не только гендерных стереотипов, но и всех общественных условностей и поддержания текущего порядка вещей.

1) Первый пункт я назвал бы "давление". Это все факты воздействия социума на человека.
1а) Воспитание в семье. Родители воспитывают детей для жизни в существующем обществе, а не для проталкивания облачных идеалов, по разным причинам. Одни убеждены в своей правоте и уверены, что несут ребёнку истину, другие же хотят, чтобы ребёнок был приспособлен к жизни в актуальных на сегодняшний день условиях, которые, в принципе, могут поменяться (что случилось, скажем, в Перестройку), но это маловероятно.
1б) Воспитание взрослыми. Детские сады и школы заинтересованы в воспитании не людей, а стандартного продукта. Обычно это достигается не приказами и репрессиями, а тотальным пофигизмом и нежеланием что-либо делать. Куда проще проверять сочинения по кальке, чем вдумываться в рассуждения каждого спиногрыза. Всё равно и школьникам в массе пофиг на то, что в них пихают.
1в) Давление в социуме. Семьи и государство создают некую атмосферу, в которой сосуществует множество детей. Она устойчива к изменениям и "лишние" телодвижения совершает неохотно. Люди с пелёнок учатся, как в ней жить, а потом, когда вырастают, вместо поисков недостатков и попыток улучшить её, удобно устраиваются в Матрице и учат своих детей, как правильно к ней подключаться. Матрица очень чувствительна к "своим" и "чужим", вторые уже как факт представляют угрозу её существованию именно своей инаковостью. Также её очень раздражает то, что "чужие" учатся летать и гнуть ложки, ищут лазейки в системе и живут "не по понятиям", причём довольно счастливо, в то время как "свои" горбатятся и ломают себя ради признания "своими", уверенные в своей правоте и правильности своего образа жизни, но не до конца. "Как ты можешь жить без "Лексуса" и пятого айфона? Мы вот стремимся к этому, тратим свои драгоценные силы, и ты тоже должен". А в голове сомнения, осознанные или не очень: "А нужен ли мне вообще этот "Лексус"? Нет, мне нужно общественное признание и подтверждение моей крутизны, которое он даст". Поэтому больше всего гендерные диссиденты не дают покоя тем, кто сам не уверен в своём соответствии идеалам Вечной Женственности/Мужественности. И по тем же причинам гомофобами часто оказываются латентные ЛГБТ. Гнобить иноверцев будут скорее те, кто сомневается в своей вере: истинно верующему не нужны трупы сарацинов и еретиков для доказательства подлинности бога - он просто знает о его существовании.

2) Второй пункт можно назвать "привилегии". Причастность к той или иной социальной группе даёт человеку не только специфические обязанности, но и специфические права, которыми он не без удовольствия пользуется. Например, женщина получает право быть пропущенной первой и телесную неприкосновенность, а мужчина - право не готовить и не заниматься домашним хозяйством. Это штука очень скользкая. Человек может ожидать от других соответствия нормам, а сам требовать своих привилегий лишь на основании принадлежности к какой-то группе. Так, я где-то видел жалобы, что "настоящих мужчин" в России нет, а "ненастоящие" ведут себя как царьки только на основании полового признака. Тут имеет место обычная психологическая манипуляция, желание урвать побольше при меньших усилиях. "Я мужик, и мне пофиг, что мы с женой зарабатываем одинаково. Всё равно все обязанности по дому на ней - она же женщина, а я прихожу с работы усталый, кормилец семьи!" Ещё как вариант: "Я прикинусь нежной и слабой, и тогда та глупая и похотливая гора мышц обеспечит меня всем, что я хочу". Я по-прежнему убеждён, что корень зла находится в самом факте разделения, но бороться с этим - это не значит подровнять всех под одну гребёнку, а предоставить всем равные права и возможности для реализации как традиционных, так и альтернативных путей.

Вот как-то так пока.

религия, социум, психология, гендер

Previous post Next post
Up