Вот и написал долгожданную рецензию на фильм "Варкрафт".
Впервые я познакомился со вселенной Warcraft в далёком 2002 году, когда вышла игра Warcraft III: Reign of Chaos.
С тех пор я полюбил её яркий и колоритный фэнтезийный мир, который стал одним из моих источников вдохновения. Потом я периодически в своей жизни играл в World of Warcraft именно как в продолжение того самого "Военного ремесла", а когда не хотел играть, то всё равно следил за развитием его вселенной. Поэтому фильма по мотивам Warcraft я ждал долго - больше десяти лет. Порой фантазировал, как его можно снять, жалея, будто никогда не снимут. Но свершилось чудо, фильм объявили, затем через несколько лет чехарды с режиссёрами сняли, и я уже просто не мог пройти мимо и не посмотреть его в кино.
Что сказать - эмоции от кино-"Варкрафта" у меня противоречивые. С одной стороны, я как фанат радуюсь первой экранизации Warcraft, а, с другой, прекрасно понимаю, почему этот фильм набрал всего 19% на "Тухлых помидорах". Скажу сначала хорошее - картинка очень яркая и сочная. Без мрачности и псевдореалистичности, но и не излишне мультяшная. Как раз то, что нужно вселенной Warcraft. Город Штормград, поля Западного Края, Элвиннский Лес, Чёрная Топь - все места действия очень красочные, и так и хотелось остановить фильм, чтобы рассмотреть их в деталях. Правда, я бы сделал цветовую гамму чуть светлее и больше снимал на реальной природе, а не на синем фоне, но и так вышло очень достойно. Орки, сделанные с помощью технологии motion capture, вышли очень живыми и человечными. Порой даже можно было забыть, что они нарисованы на компьютере.
Говорят, орки в фильме душевнее и интереснее людей, но я так не думаю. Самым ярким и запоминающимся героем оказался именно человек - Андуин Лотар в исполнении Трэвиса Фиммела. Не сказать, что это сложный герой, но актёр справился со своей задачей на ура (я из тех ленивых, кто не сравнил Лотара с Рагнаром из "Викингов", потому что просто их не смотрел). Ещё среди персонажей хочу отметить магов - Медива (Бен Фостер - Ангел из "Людей Икс 3") и Кадгара (Бен Шнетцер). Первый - таинственный и эксцентричный отшельник, избранный на должность Хранителя Азерота, а второй - любознательный и не по годам умелый юноша, который не останавливается в своих поисках, несмотря на то, что все из него делают мальчика для битья. Король Ллейн (Доминик Купер - молодой Говард Старк) и королева Тария (Рут Негга - Рэйна из "Агентов ЩИТ") получились хорошо, но не более. Просто король и королева. Среди Орды персонажи сами по себе более простые и картонные, а вся их глубина сводится к фразе "orcs love their children too", которая может показаться открытием тем, кто привык к ещё более картонным толкиновским оркам. Тем не менее, Дуротану (Тоби Кеббелл - Доктор Дум из последней "Фантастической четвёрки", не к ночи будь помянута) и Дреке (Анна Галвин) хочется сопереживать, поскольку они оказались в очень непростой ситуации. Они вынуждены творить зло ради выживания, идти в новый мир за Гул'даном (Дэниел Ву), чернокнижником с явно нехорошими мотивами, инфернальным "Волдемортом", которому нужны лишь власть и сила. Я только жалею, что в дубляже Гул'дан говорит не голосом из игры. WoW - как раз один из немногих случаев, когда мне нравится русская локализация. А вот зелёная полуорчиха Гарона (Пола Пэттон), которую, в отличие от Гаморы, раскрасили на компьютере, могла бы быть раскрыта получше, как персонаж. У неё очень сложная роль персонажа, застрявшего между двумя мирами и двумя расами, которую даже в режиссёрском хронометраже было бы трудно показать.
Время хвалить фильм закончилось, и теперь пора его ругать, потому что даже его хорошие стороны получились с изъянами. Графика хоть и красивая, но не безупречная. В "Варкрафте" больше моментов, где компьютерность бросается в глаза, чем в "Аватаре" или последних фильмах Marvel. Зелёные, осквернённые орки выглядят менее естественно и более мультяшно, чем коричневые. Особенно эта претензия относится к Гул'дану, который вышел гораздо лучше в ролике Warlords of Draenor, чем в фильме. Другие компьютерные персонажи, дворфы и дренеи, получились ещё более мультяшными - видимо, из-за их большего сходства с людьми. Решение сделать дворфов нарисованными я вообще считаю спорным. Из некоторых пейзажей и декораций компьютерность тоже лезет. Мне бросились в глаза башня Каражан и мангровые деревья в Чёрной Топи. Экшен зрелищный, но рваный. И эпических сражений в фильме почти нет. Да, в фильме по Warcraft всего одна масштабная битва - у Тёмного Портала. Понятно, что Штормград не разрушили - публика любит хэппи-энды, да и популярный после "Звёздных войн" рецепт "второй фильм должен быть мрачнее первого" имеет очень веские основания. Но даже сражение из фильма выглядит как локальная стычка, а не атака всех сил Альянса на главный оплот Орды. Войска обеих сторон, помимо главных героев, представлены боевыми единицами лишь двух типов: пехотинец и всадник (на коне или волке). Воины людей достают в гуще битвы дворфийские пистоли, но специализированных стрелков мы так и не увидели ни со стороны Альянса, ни со стороны Орды. И где осадные орудия? Баллисты, пушки дворфов? Чем люди собрались атаковать башни в орочьем лагере? Нет, они стоят там просто так, для украшения. Показали башенки на общем плане - и хватит, дальше мы к ним не вернёмся. Где жрецы, лечащие воинов, и боевые маги людей? Где орки-чернокнижники, помимо Гул'дана? Даже в старом и скупом на детали Warcraft: Orcs and Humans, во время которого происходят события фильма, всё это было. А здесь бои сведены к банальному махалову и рубилову без всякой тактики и стратегии (истинным гриффиндорцам, то есть храбрым воинам Альянса и Орды, это и не нужно). Так что схватки своим хаосом и фокусом на героях больше напоминают World of Warcraft, чем Warcraft стратегический (по которому и был снят фильм, не забывайте это).
Сюжет "Варкрафта" сложный при своей простоте - в этом фильм напоминает "Бэтмена против Супермена". События идут одно за другим, и в них сложно разобраться, особенно если зритель незнаком с игрой. Вообще я теперь склоняюсь к тому, что просто нельзя снять фильм по богатой и полной подробностей вселенной для широкой аудитории, незнакомой с ней. К этому приблизился только Дж.Дж. Абрамс в своих "Стартреках" - и то эти фильмы сложно назвать хорошими. Есть информация, что сюжет "Варкрафта" сильно пострадал от монтажа, и если это так, то надеюсь, что режиссёрская версия будет более плавной и связной. Но и не только общая канва, но и отдельные сцены фильма полны шероховатостей. Увы, в нём много моментов, которые можно описать как Narm. Если кто не в курсе, то на TvTropes так называются серьёзные и даже трагичные сцены, которые из-за плохого исполнения выглядят смешно и нелепо. Показательный пример - момент, когда Гул'дан высасывает душу из пленённого крестьянина. Протянул зелёную лапу к бедному человеку, вытянул из него немного жизненной энергии, дал отдохнуть, а потом ещё пару раз, пока фермер не погиб. Это должно выглядеть страшно, но на поверку вышло очень смешно. Или Лотар, ударившийся о магический щит - всё было представлено так, будто это ситком. Но нет, там был весьма трагический момент, который нужно было обыграть иначе. И фраза "Из света рождается тьма, а из тьмы льётся свет" звучит почти как глубокомысленные изречения Кличко ("Не все могут смотреть в завтрашний день. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать."). Диалоги прописаны плохо - лучше всего они смотрятся, когда персонажи говорят простыми фразами. Когда Кадгар и Гарона рассказывают офигительные истории своего детства у костра, это выглядит так, как будто им приказывает невидимая сила. Зато хоть юмор иногда бывает удачным - например, забавной была сцена со стражником, превращённым в овцу.
Мне хочется ругать сюжет просто за отступления от канона, хотя я понимаю, что это необъективно. Потому что я уже привык к тем событиям, которые были описаны в играх и книгах по ним, и мне сложно объективно посмотреть, как изменения повлияли на сюжет. Но я всё же попробую. Большой минус - то, что создатели фильма отказались вводить Пылающий Легион. Так они избавились от множества ненужных подробностей, но с водой выплеснули и ребёнка - без упоминания Саргераса и демонов вообще непонятно, откуда у Гул'дана сила Скверны, и почему Медив в конце фильма оказался одержим ей. Лучше бы из фильма выбросили что-нибудь другое - например, дворфов и эльфов, не играющих почти никакой сюжетной роли - но рассказали бы про Легион. И не пойму, зачем не только в фильм ввели третьестепенного персонажа Алоди, о котором почти никто не знает, но и поместили в непонятный магический куб и сделали женщиной. Нет, это не модная нынче претензия, что в кино женщин слишком много, потому что во вселенной Warcraft есть сильная героиня, которую можно было поставить вместо Алоди - Эгвинн, мать Медива. Если бы она была в фильме, можно было объяснить и одержимость её сына Саргерасом (в фильме не названным - а ведь это, ни много ни мало, местный Сатана), и почему он впустил орков в Азерот. Что касается Скверны, то мне очень не понравилась сцена, где Гул'дан оживил маленького Тралла, высосав жизнь из оленя. Что, будущий спаситель Орды обязан своей жизнью магии демонов? Я очень не хочу, чтобы в следующих фильмах всплывала эта тема, потому что в случае Тралла она смотрится неуместно. Он же не Хеллбой. Кадгар в фильме не ученик Медива, а недоучка из местного Хогвартса, и это тоже спорное решение. Не поймёшь, то ли он молодой и неопытный, то ли всемогущий Марти Сью. Также не понравилось, что Оргрим Молот Рока в фильме состоит в клане Северного Волка, а не Чёрной Горы. Когда они с Дуротаном были в разных кланах, они дружили на равных. А теперь Оргрим - заместитель Дуротана, его туповатый и недалёкий сайдкик. Конечно, такой расклад больше соответствует стереотипам кино, но Молот Рока - персонаж совсем другого рода. Он жёсткий и брутальный, но при этом неглупый и ценящий честь будущий вождь Орды, а не этот амбал. Да, звание вождя ему тут тоже не дали - Чернорука убил не он, а Лотар. С таким успехом можно было ввести нового персонажа с другим именем. Зато есть момент, где отступление от канона только помогло. В игре Гарона убила короля Ллейна по приказу Гул'дана, которого не могла ослушаться. Она жестоко предала людей, которые отнеслись к ней тепло и с доверием. А в фильме король сам попросил Гарону убить его, чтобы её пощадил Гул'дан. Можно было и изящнее выкрутиться, но полуорчиха уже не выглядит такой мерзкой предательницей, как в игре. Кстати, её происхождение тоже изменили - в фильме намекается, что она дочь Медива. Персонажа, с которым в оригинале у неё были романтические отношения. Сложно судить, насколько это помогло или повредило фильму, потому что намёк был на уровне "Дней минувшего будущего". А отношения Гароны и Лотара были показаны так блёкло, что особо и не повлияли на сюжет. И ещё небольшая претензия к фильму связана с географией (
я об этом писал ранее). Складывается впечатление, что персонажи даже без телепорта могут быстро перейти в совершенно другую локацию. Это уместно в игре World of Warcraft, но не в фильме.
При всех своих замечаниях и придирках, я всё-таки надеюсь, что "Варкрафт" окупится, и его продолжение снимут. Он заслуживает второго шанса. И подожду режиссёрскую версию (если она будет), чтобы посмотреть, много ли из фильма вырезали.
За Азерот! За Альянс!
P.S. Не думаю, что я закончил писать про "Варкрафт", поскольку наверняка что-то здесь упущу. Но это будет следующим постом.
P.P.S.
Картина Брейгеля "Жатва" довольно-таки заметна в сцене, где Лотар целуется с Гароной в таверне.