Биологический шок бесконечный: морская могила

Aug 29, 2015 14:37

В прошлый раз я написал о самой Bioshock Infinite, а теперь пришла очередь двух загружаемых дополнений к ней - Burial at Sea. Они оба гораздо короче оригинала и меняют геймплей. И действие обеих "Морских могил" происходит уже не в парящей солнечной Колумбии, а в мрачном подводном Восторге из первых двух Bioshock.

Мысль отправить Букера и Элизабет в гости к Эндрю Райану и посильнее связать оба чудо-города напрашивалась ещё в оригинале, где в Восторге встретил свою смерть гигантский Соловей, и в Burial at Sea она наконец была реализована. Причём в первой части "Морской могилы" она подана очень странно - Букер, которому в 1950-е положено быть стариком, здесь молод и открыл детективное агентство уже в Восторге. И Элизабет вроде та самая, но уже и не та - тут она роковая красотка, которая заигрывает с Букером явно с какой-то целью, да и зовёт его почему-то только мистером ДеВиттом. Альтернативные версии персонажей, родившиеся позже? Нет. У Букера в кабинете гордо выставлены его военные награды, а буквы "AD" на правой руке не вырезаны, а вытатуированы, и вообще выглядят слишком пафосно. А кто у нас любит пафос? В общем, этот Букер - не совсем Букер.

Первая часть начинается в ярком, кипящем жизнью Восторге, который пока не превратился в полный мутантов подводный гроб. Мне было интересно взглянуть на детище Эндрю Райана, поскольку его индивидуалистическая философия мне намного ближе, чем расизм и религиозный фанатизм колумбийцев. К сожалению, "мирный" эпизод в игре всего один, поэтому было трудно проникнуться атмосферой Восторга и полностью удалось оценить только его внешние стороны - стиль ар-деко и причудливое сочетание небоскрёбов и подводного мира вокруг. И запомнился безумный художник Сандер Коэн, похожий на Сальвадора Дали и бьющий танцующие пары током для создания шедевров. Говорят, в первом Bioshock он стал ещё безумнее, но я не играл и не могу сказать. А потом действие переносится в заброшенный универмаг мёртвого (?) Фрэнка Фонтейна, и мы видим, каким впоследствии станет весь город - тёмные заброшенные помещения, кишащие мутантами. Здесь уже и начинается собственно геймплей. Он почти не меняется, но есть и отличия. Противников меньше, но и патронов тоже, и мутанты прячутся в самых неожиданных местах. Это вместе с мрачной атмосферой Восторга придаёт игре оттенок хоррора. Зато Букер теперь может носить с собой больше двух стволов. Элизабет так же может открывать разрывы в ткани реальности, только теперь она достаёт оттуда роботов из Колумбии и даже японских средневековых самураев, кромсающих мутантов катаной. Энергетиков, которые здесь называются плазмидами, стало меньше, зато появился новый под названием "Дед Мороз" - он может замораживать потоки воды и врагов. К слову, о последних - они представлены в основном мутантами, зато в конце можно сразиться с Большим Папочкой. К этим неуклюжим водолазам я вернусь позже. А мутанты выглядят скорее жертвами, чем врагами - слишком они похожи на обычных людей, которыми они, собственно, и были.

Первая часть не идёт ни в какое сравнение с великолепной второй - то был разогрев, разминка и знакомство с Восторгом для не игравших в первые игры, а самое вкусное будет впереди.
Теперь мы играем за Элизабет и начинаем в Париже, городе её мечты. Столица Франции такая же яркая и красочная, как Колумбия, но в ней нет места консерватизму Комстока. Зато есть прекрасные закаты, радующиеся люди, художники-импрессионисты, довольные коты и Эйфелева башня. Но вскоре мы встречаем Салли, Маленькую Сестричку, которую использовала Элизабет в первой части, и идиллия превращается в кошмар. И это был всего лишь сон, а очнулась Элизабет снова в мрачном и умирающем Восторге, там же, где погибли её копия и бежавший от себя "Букер" из первой части. Она уже не та femme fatale и чувствует вину перед Салли, которой она манипулировала, чтобы заманить "Букера". Поэтому она отправилась в Восторг, пожертвовав своей силой управлять реальностями. Главная героиня теперь одна, и Букер стал лишь воспоминанием и голосом в голове, помогающим ей в трудную минуту. И если геймплей первой части изменился по сравнению с оригиналом, но несильно, то здесь игра переворачивается с ног на голову. У Элизабет мало здоровья и нет квантового щита Букера. Плазмидов и энергетиков тоже мало - лишь "Гипнотизёр" и новые "Соглядатай" (позволяет смотреть сквозь стены), "Броненосец" (отражает пули) и "Дед Мороз". Поэтому игра превращается в стелс - нужно красться и отстреливать мутантов по одному или обходить их. Патронов и арбалетных болтов с транквилизатором мало, так что их нужно тратить с умом. Основная часть противников - обычные мутанты, но встречаются и бронированные солдаты, и Большой Папочка, которого можно лишь ненадолго загипнотизировать. Самыми сложными же были мутанты-маги - внебрачные дети Воронов и Пожарников из Infinite, которые и исчезали, и метали огненные шары.

Всё это время Элизабет выполняет поручения Атласа, который на самом деле не кто иной, как "погибший" Фонтейн, желающий захватить город. Атлас похож на бандита, а не на борца за справедливость, и служить ему нет никакого желания, а придётся. В середине история приобретает неожиданный поворот - Элизабет попадает снова в Колумбию, на фабрику Финка. Происходит это в тот же момент, когда Букер из оригинала пришёл в Финктон, поэтому мы снова видим Фицрой и Лютесов. Дэйзи предстаёт перед нами в новом свете, и это делает её образ лучше, но сильнее подчёркивает, насколько трагична судьба Элизабет, поломанная с самого начала. Мы видим лаборатории Финка, где экспериментировали с животными и пытались привязать к девушке Соловья, и где самое безобидное - это мастерская по производству Механиков, и от всего этого становится не по себе. Кстати, связь между Элизабет и Соловьём и Маленькими Сестричками и Большими Папочками имеет ту же природу. Только если гигантский робоцып выглядел как сверхзаботливый и очень ревнивый муж, то маленькие бледные девочки с мутными глазами и шприцами и неуклюжие здоровяки в водолазных костюмах смотрелись одновременно жутко и трогательно. Это было очень заметно, когда понадобилось отодвинуть умирающего Папочку от двери. Затем принимает заслуженную смерть безумный гений доктор Сушонг, и начинается берущая за душу концовка. Это сложно сравнить с чем-либо ещё в играх, и похожее ощущение я недавно испытывал только при просмотре фильма "Игра" с Майклом Дугласом. Элизабет принесла Атласу-Фонтейну то, что ему нужно, но он её всё равно убивает гаечным ключом. И происходит катарсис, очищение через страдание, когда девушка видит будущее Восторга - героя первой игры Джека, спасающего Маленьких Сестричек, включая Салли. И эта сцена становится ещё более трагичной, когда вспоминаешь о существовании многих реальностей, и что в одних Джек так и поступил, а в других убил девочек и превратился в нового Фонтейна. Здесь разработчики поставили точку в печальной истории Элизабет и связали сюжетные линии Infinite и первой Bioshock. И справились с этим на пять с плюсом.

игры, bioshock, рецензии

Previous post Next post
Up