Свиридов о Слове как духовном и интеллектуальном Начале

Apr 24, 2016 00:06



Георгий Васильевич Свиридов один из величайших советских деятелей искусства, который осмыслил феномен коллективизма в Слове(хоровое пение) и сопричастному ему музыкальному сопровождению, как чему-то бессловесному. А если конкретнее, читайте ниже:
Оригинал взят у dialexika в Свиридов о хоровом искусстве, как части духовного сознания

Георгий Свиридов определяет хоровое искусство с одной стороны, как одно из значимых направлений народного духовного искусства, а с другой, считает в какой-то степени не поддающегося уничтожению или вымираю, так как на любом витке развития человечества голос, как инструмент, единственно уцелеет, потому что всегда будет сопутствовать человеку. В то же время естественное стремление человека к коллективу, необходимой потребности в другом, будет способствовать объединению голосов в совместное песнопение, «соединению душ в звуках, в совместной гармонии». И в этом смысле для Свиридова оркестр - это выразитель дисгармонии, европейского веяния, а хоровое искусство - стремление к этой гармонии, очищению мира через звучание хора.

Синтез Музыки и Слова
Cвиридов считает наиболее действенным из искусств синтез Слова и Музыки. Причем апеллирует к Слову в божественном смысле, «как к началу начал, сокровен­ной сущности жизни и мира». Музыка для него это нечто бессознательное (чувства, ощущения - душа), но не имеющей собственной мысли. Воплощать мысль призвано Слово. А вместе они выражают Истину, служат ей. И именно в этом служении видит смысл творчества любого художника, а в сочетании Слова и Музыки определил для себя способ такого служения.

Типы музыки
Свиридов определяет несколько типов музыки в России:
- народная музыка, песня, пронизывающая весь быт человека, сопровождающая обряды, праздники, трудовую деятельность, отдых и т.д., и при этом формирующей собственные национальные черты.
- церковная музыка, пришедшая к нам из Греции. Крещение Руси обогатило нашу страну греческой культурой соединившись и перемешавшись с Русью языческой. В любом уезде, где была Церковь существовал и хор, а народ был автором церковного хорового искусства.
- скоморошья музыка, привнесенная из Европы. Она определяется профессиональным искусством, работающим на развлечение и за вознаграждение. Тесно связанное с этой музыкой зарождение профессионального музыкального образования имело двойственное значение. С одной стороны она развивала качество исполнительства и звучания. С другой, этот академизм был по большей части европейским, он размывал национальную культуру, становился проводником западного образования, призванного образовывать «варварскую и дремучую не музыкальную» Россию.

Искусство, как часть духовного сознания
Икусство - «часть религиоз­ного (духовного) сознания Народа». Не будь этого сознания, оно превратилось бы в поверхностное «эстетическое развлечение». Как симптом отрицания этого национального - восприятие на одинаковом уровне удовольствия Шекспира и Пушкина, Баха и Чайковского и т. д. Это явление во многом присуще западным странами, не имеющим своего и живущих чужим искусством и думающих, что они его понимают. В этом смысле Свиридов ставит национальное искусство в ранг высшего. Обозначает важность продолжения и развития собственной духовной культуры, которой к счастью Россия очень богата. «Народная песня и старая церковная музыка - вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры. Это понял Мусорг­ский и тем стал велик».
Говоря об историческом витке в музыкальной культуре, Георгий Свиридов, отмечает, что на смену симфонии, как восприятии мира через призму жизни отдельного человека, пришла «поэма, оратория и кантата», как нечто эпическое и народное. Через это народное происходит иное духовное восприятие мира, значение личности не умаляется, индивидуальное здесь также присутствует, но уже в ином масштабе и более гуманистическом ключе.

Продолжение следует...

война за Человека, СССР, музыка, искусство

Previous post Next post
Up