1. Когда указывается отставание России по объемам промышленного производства, необходимо добавить, что еще более тяжелым и опасным было отставание по качеству этой продукции.
Русская дореволюционная промышленность не могла обеспечить необходимую точность изготовления деталей. В результате, например, большие потери, низкий КПД, сильное снижение энерговооруженности паровых машин русского производства в сравнении с развитыми странами. С ДВС было еще хуже.
Как результат, военные корабли российского производства в начале 20 века сильно уступали аналогам из развитых стран по мощности машин при той же массе и размерах (примерно вдвое) и по скорости (почти в полтора раза). Эсминцы типа "Новик", которые приводятся хрустобулочниками как любимый пример технологических достижений России, работали на турбинах, разработанных и произведенных в Германии. Все реально скоростные "русские" корабли были либо произведены за рубежом (крейсер "Аскольд", крейсер "Варяг", крейсер "Новик" и т.п.), либо произведены по образцам зарубежной разработки ("Жемчуг", "Изумруд") и с применением зарубежных агрегатов (эсминцы типа "Новик").
2. Обычная ошибка технически безграмотных людей - отождествление промышленности, науки и изобретательства.
Наука в дореволюционной России находилась, по многим направлениям, на достаточно высоком уровне. Потому что для этого было достаточно нескольких талантливых одиночек и очень небольшого количества качественного оборудования, закупаемого за рубежом. То же самое с изобретательством.
А вот промышленность России находилась в очень недоразвитом состоянии, и не могла реализовать даже собственные российские передовые идеи. Можно сколько угодно спорить о приоритетах Попова и Маркони, что что раньше сделал. Но при этом бесспорно, что подавляющее большинство "русских" дореволюционных радиостанций были сделаны по технологии Маркони, закуплены в Англии и Франции, а разработки Попова реализовывались кустарным способом в крайне малых количествах.
Русская дореволюционная промышленность не могла обеспечить необходимую точность изготовления деталей. В результате, например, большие потери, низкий КПД, сильное снижение энерговооруженности паровых машин русского производства в сравнении с развитыми странами. С ДВС было еще хуже.
Как результат, военные корабли российского производства в начале 20 века сильно уступали аналогам из развитых стран по мощности машин при той же массе и размерах (примерно вдвое) и по скорости (почти в полтора раза).
Эсминцы типа "Новик", которые приводятся хрустобулочниками как любимый пример технологических достижений России, работали на турбинах, разработанных и произведенных в Германии.
Все реально скоростные "русские" корабли были либо произведены за рубежом (крейсер "Аскольд", крейсер "Варяг", крейсер "Новик" и т.п.), либо произведены по образцам зарубежной разработки ("Жемчуг", "Изумруд") и с применением зарубежных агрегатов (эсминцы типа "Новик").
2. Обычная ошибка технически безграмотных людей - отождествление промышленности, науки и изобретательства.
Наука в дореволюционной России находилась, по многим направлениям, на достаточно высоком уровне. Потому что для этого было достаточно нескольких талантливых одиночек и очень небольшого количества качественного оборудования, закупаемого за рубежом. То же самое с изобретательством.
А вот промышленность России находилась в очень недоразвитом состоянии, и не могла реализовать даже собственные российские передовые идеи.
Можно сколько угодно спорить о приоритетах Попова и Маркони, что что раньше сделал. Но при этом бесспорно, что подавляющее большинство "русских" дореволюционных радиостанций были сделаны по технологии Маркони, закуплены в Англии и Франции, а разработки Попова реализовывались кустарным способом в крайне малых количествах.
Reply
Reply
Leave a comment