По всей видимости, одновременно с заявлением в Верховный Суд Патриарх по требованию властей написал и Послание к верующим, оригинал которого в следственном деле отсутствует. На заседании АРК 19 июня 1923 г. и заявление и послание рассматривались вместе. При этом было принято следующее решение: "1) Заявление Тихона, адресованное в Верховный Суд размножить и срочно разослать всем членам Политбюро для ознакомления 2) В воззвании к верующим внести некоторые поправки 3) Независимо от этих двух обращений Тихон должен написать третье обращение, в котором не касаясь "обновленцев" высказать следующее: а) Признание своего преступления против Соввласти и Трудящихся России; б) осуждение действий Антония Храповицкого и др.; в) О том, что Мелентий ставленник Англии и т.д. г) Резко высказаться против Польского правительства, русских и иностранных белогвардейцев, которые якобы его толкнули на преступления против Соввласти; д) О введении в церковном мире новой орфографии; 4) Все это поручить провести тов. Тучкову в пятидневный срок и доложить на следующем заседании комиссии 5) Изменение меры пресечения Тихону комиссия считает возможным" (Архивы Кремля. Т.1. С.527.)
Как отмечает Н.А. Кривова: "Важно помнить, что "покаяние" добывалось многолетним глумлением и надругательством над православными храмами, репрессиями духовенства, арестом Святейшего и "беседами" в тюрьме ГПУ".(Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.: "Аиро-ХХ",1997. С.191.)
В отчетном докладе 6 отделения говорилось о достижении "раскаяния Тихона": "Эта задача была достигнута весьма не легко, но результат получился желательный" (ЦА ФСБ Ф.2.Оп.4.Д.372. Л.116; Архивы Кремля Т.2. С.361.) Эта фраза была впоследствии зачеркнута Тучковым, но сама по себе говорит о многом.
Патриарх ставил вопросы церковные выше вопросов политических, таких как признание или непризнание Советской власти. Стоял вопрос о существовании или уничтожении Православной Церкви в России и Патриарх ради ее сохранения пошел на уступки, которые были вызваны жестокой необходимостью и не противоречили канонам Церкви. Верный святоотеческим традициям, Патриарх предпочел благо для Церкви и народа политическим взглядам. Заявление это не означало союза с богоборческой властью, а было всего лишь признанием ее и отказом от борьбы с ней, что не противоречило его совести как христианина. Очень точно охарактеризовал положение Патриарха митрополит Петр (Полянский) в сентябре 1924 г. в частной беседе с одним из священников, который представлялся сторонником Патриарха, будучи обновленцем и через которого эти слова стали известны ГПУ: "Что касается перехода нашего на новый стиль, то ваша тревога совершенно напрасна, передайте умненько всем своим товарищам и прихожанам, что на новый стиль мы никогда ни за что не перейдем, потому что этого не желает народ. Но нас могут заставить перейти гражданская власть и мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимание и считайте такие вынужденные (выделено мною - Д.С.) наши послания необязательными. Секретно на ушко через надежных лиц вы разъясните верующим, что святейший в настоящее время находиться в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны нужно подчиниться гражданской власти, а с другой, - в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению церкви, да и с массами мы в конфликт вступать не будем, иначе они уйдут к обновленцам. А ведь вы сами знаете, что эти красные те же безбожники большевики. Итак, не смущайтесь, положение наше прочное, обновленцы с каждым днем все слабеют и слабеют" (ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.5. Л.108.) ... "Завещательное послание" в редакции ГПУ Патриархом Тихоном так и не было подписано.
Если патриарх такой честный перед церковью, то тогда его признание вины реакционных церковников было ложью во спасение церкви, института который составляли люди, плевавшие на жизни своих прихожан и народа, ради злата церковной утвари? А как же его речь на смерть Ленина? Тоже ложь, в трудных условиях?
Известна и его реплика в узком кругу. Когда спешно строили первый мавзолей, строители нечаянно задели канализацию Кремля и нечистоты заполнили строительный котлован. Когда об этом рассказали Святейшему, он ответил фразой, которая теперь стала поговоркой: "По мощам и елей!"
Не нужно было устраивать пародию на мощи, а похоронить Ильича по-человечески. Коммунисты же сделали из Ленина предмет квазирелигиозного поклонения. Так что слова Патриарха справедливы.
Послушайте, есть мощи в мавзолеях по всему миру, это в человеческих квазирелигиозных традициях 19 и 20 веков. Расскажите это туркам, вьетнамцам, американцам, китайцам, русским, болгарам и т.д.
Тем не менее, есть и отношение православной традиции к подобным явлениям. Православные мощи нетленны без вмешательства человека (те, которые сохраняются нетленными). Ваши же "мощи" - работа бальзамировщиков.
Но есть древнеегипетская традиция и традиции многих народов двух Америк. Т.е. всемирная общечеловеческая традиция отдавать особые почести, соплеменникам с особыми заслугами. Например - Пирогову. Ведь вы же не станет е утверждать, что он святой?
Вам то какое дело до "мощей" Ленина. Вы в своей церкви решайте что вам нравится а что нет. Но и нам не можете запретить поклоняться Ленину. Для вас он неприемлимый, а для нас тоже является кощунством когда по всему миру возят останки трупов людей и заставляют верующих целовать и поклоняться. Чистейшей воды сатанизм и шаманизм. Сначала в свои "глазки" вглядитесь а потом в чужие заглядывайте !
Чистосердечное признание того факта, что коммунисты - это религия (а я бы сказал - "секта"). Зарегистрируйте КПРФ не в качестве партии, а в качестве религиозной организации - вопросов к вам не будет!
Вы пишете: "Вообще-то Ленин похоронен с соблюдением всех традиций - в том числе и православных."
Православная традиция - гроб с умершим накануне похорон ставят в церковь, всю ночь над телом читается Псалтирь, утром служится Литургия, по окончании которой совершается отпевание, после которого священник влагает в руки усопшего разрешительную молитву, гроб крестообразно "запечатывается" освящённой землёй, после чего закрывается крышка и под пение Трисвятого гроб опускается в могилу.
Вы точно уверены, что все эти традиции были соблюдены?
По всей видимости, одновременно с заявлением в Верховный Суд Патриарх по требованию властей написал и Послание к верующим, оригинал которого в следственном деле отсутствует. На заседании АРК 19 июня 1923 г. и заявление и послание рассматривались вместе. При этом было принято следующее решение:
"1) Заявление Тихона, адресованное в Верховный Суд размножить и срочно разослать всем членам Политбюро для ознакомления
2) В воззвании к верующим внести некоторые поправки
3) Независимо от этих двух обращений Тихон должен написать третье обращение, в котором не касаясь "обновленцев" высказать следующее: а) Признание своего преступления против Соввласти и Трудящихся России; б) осуждение действий Антония Храповицкого и др.; в) О том, что Мелентий ставленник Англии и т.д. г) Резко высказаться против Польского правительства, русских и иностранных белогвардейцев, которые якобы его толкнули на преступления против Соввласти; д) О введении в церковном мире новой орфографии;
4) Все это поручить провести тов. Тучкову в пятидневный срок и доложить на следующем заседании комиссии
5) Изменение меры пресечения Тихону комиссия считает возможным" (Архивы Кремля. Т.1. С.527.)
Как отмечает Н.А. Кривова: "Важно помнить, что "покаяние" добывалось многолетним глумлением и надругательством над православными храмами, репрессиями духовенства, арестом Святейшего и "беседами" в тюрьме ГПУ".(Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.: "Аиро-ХХ",1997. С.191.)
В отчетном докладе 6 отделения говорилось о достижении "раскаяния Тихона": "Эта задача была достигнута весьма не легко, но результат получился желательный" (ЦА ФСБ Ф.2.Оп.4.Д.372. Л.116; Архивы Кремля Т.2. С.361.)
Эта фраза была впоследствии зачеркнута Тучковым, но сама по себе говорит о многом.
Патриарх ставил вопросы церковные выше вопросов политических, таких как признание или непризнание Советской власти. Стоял вопрос о существовании или уничтожении Православной Церкви в России и Патриарх ради ее сохранения пошел на уступки, которые были вызваны жестокой необходимостью и не противоречили канонам Церкви. Верный святоотеческим традициям, Патриарх предпочел благо для Церкви и народа политическим взглядам. Заявление это не означало союза с богоборческой властью, а было всего лишь признанием ее и отказом от борьбы с ней, что не противоречило его совести как христианина. Очень точно охарактеризовал положение Патриарха митрополит Петр (Полянский) в сентябре 1924 г. в частной беседе с одним из священников, который представлялся сторонником Патриарха, будучи обновленцем и через которого эти слова стали известны ГПУ: "Что касается перехода нашего на новый стиль, то ваша тревога совершенно напрасна, передайте умненько всем своим товарищам и прихожанам, что на новый стиль мы никогда ни за что не перейдем, потому что этого не желает народ. Но нас могут заставить перейти гражданская власть и мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимание и считайте такие вынужденные (выделено мною - Д.С.) наши послания необязательными. Секретно на ушко через надежных лиц вы разъясните верующим, что святейший в настоящее время находиться в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны нужно подчиниться гражданской власти, а с другой, - в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению церкви, да и с массами мы в конфликт вступать не будем, иначе они уйдут к обновленцам. А ведь вы сами знаете, что эти красные те же безбожники большевики. Итак, не смущайтесь, положение наше прочное, обновленцы с каждым днем все слабеют и слабеют" (ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.5. Л.108.)
... "Завещательное послание" в редакции ГПУ Патриархом Тихоном так и не было подписано.
http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-sovvlast.htm#ftn49
Reply
А как же его речь на смерть Ленина? Тоже ложь, в трудных условиях?
Reply
Когда об этом рассказали Святейшему, он ответил фразой, которая теперь стала поговоркой:
"По мощам и елей!"
Reply
Reply
Так что слова Патриарха справедливы.
Reply
Reply
Православные мощи нетленны без вмешательства человека (те, которые сохраняются нетленными).
Ваши же "мощи" - работа бальзамировщиков.
Reply
Reply
Reply
Reply
Удивительно, что Вам это неизвестно.
Reply
Reply
Речь про само захоронение.
А то ведь у нас даже не последние чины в РПЦ неоднократно заявляли, что Ильича надо "похоронить по-человечески". И они явно не про отпевание :)
А похоронен он вполне по-человечески. А то ведь и к захоронениям русских царей можно придраться :)
Бальзамирование - тоже не из ряда вон событие, даже для России.
Reply
"Вообще-то Ленин похоронен с соблюдением всех традиций - в том числе и православных."
Православная традиция - гроб с умершим накануне похорон ставят в церковь, всю ночь над телом читается Псалтирь, утром служится Литургия, по окончании которой совершается отпевание, после которого священник влагает в руки усопшего разрешительную молитву, гроб крестообразно "запечатывается" освящённой землёй, после чего закрывается крышка и под пение Трисвятого гроб опускается в могилу.
Вы точно уверены, что все эти традиции были соблюдены?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment