В Комсомольске-на Амуре есть такое место, где в 80-е началось возведение ультрасовременного завода по производству ракет воздух-воздух большой дальности для перехватчика МиГ-31БС - сегодня это заросший пустырь. Об этом мне любезно рассказал местный фотоблогер уважаемый
gorotskop, делающий потрясающие репортажи об этом прекрасном городе и о жизни его замечательных людей. Но вернёмся к теме нашего разговора, есть на сайте wikimapia размещён краткий рассказ о том, как планировалось
и строилось это уникальное для нашей страны предприятие и естественно в заключении этого грустного повествования идёт речь о том как перестройщики, а за ними в "славные" 90-е, участники секты "Невидимой Руки Рынка" довершили убийство "никому не нужного" высокотехнологичного комплекса.
Текст:
Площадка бывшего "Петровского" завода (производство ракет воздух-воздух большой дальности для перехватчика МиГ-31БС) (Комсомольск-на-Амуре)
приказом МАП № 325 от 25.06.1986 года для подготовки серийного производства изд. 520 был подключен неизвестный нам машиностроительный завод п/я Ю-9765, находящийся в городе Комсомольске-на-Амуре.
Как же так, ведь поручить ДМЗ новую работу, казалось бы, самым рациональным решением. Обращение в МАП с нашим предложением о подключении ДМЗ к серийному производству изд. 520 вместо п/я Ю-9765 не дали результата. И 10 июня 1986 года техдокументация на изд. 520 была направлена на п/я Ю-9765. А после 1-ого января Нового 1987 года группа представителей «Вымпела», в составе автора этих строк Захарова Ю.К., начальника конструкторского отдела Петрова Ю.И. и главного технолога Иванова А.А., посетила машиностроительный завод в Комсомольске-на-Амуре с целью ознакомления и решения вопросов, появившихся у специалистов при ознакомлении с нашей техдокументацией. И только познакомившись с директором завода Петровым A.M., главным технологом Федоровым Ф.И. и руководящим звеном предприятия, стало ясно, почему механический завод в далёком Комсомольске-на-Амуре, а не ДМЗ, получил предпочтение.
Причиной оказались обстоятельства, которые открыто с нашим участием не обсуждались, но которые поднимали престиж нашего предприятия. Оказывается, для серийного производства изделия 520 было решено построить специализированный завод с замкнутым циклом изготовления. По объяснению директора завода Петрова A.M. ставилась задача обеспечить каждый истребитель МиГ-31 максимальным боекомплектом изделий 520. А, учитывая, что уже после завершения первого этапа ГСИ комплекса МиГ-31-33 с изделиями 520 было решение о доработке всего парка МиГ-31 и производстве новых истребителей для применения на них изд. 520 (истребитель получил индекс МиГ-31 Б (БС)), требовалось очень большое количество изделий, для изготовления которых и строился уникальный завод, входящий самостоятельной единицей в состав известного авиационного завода им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
Прибыв на завод, который ещё продолжал достраиваться, мы увидели огромную территорию, огороженную высоким забором, внутри которой на мощных, высотой под 10 метров железобетонных сваях, находилась громадная крыша с несколькими покатами и застеклениями. Под ней располагались, огороженные перегородками, производственные участки от заготовительного и металлообрабатывающего до слесарно-сборочного и испытательного,
В нашем присутствии завозили и монтировали крупные металлорежущие станки и сварочное оборудовав. А родом с этой громадиной располагалось отельное многоэтажное здание, где размещались подразделения серийно-конструкторского отдела (СКО), отдела главного технолога, заводоуправления, различные технические службы и складские помещения.
Директор завода A.M. Петров с упоением рассказывал о том, как принимались решения о строительстве такого уникального завода, о том, как он закладывался, как Министр авиационной промышленности И.С. Силаев обрисовывал перспективы в части создания в этом регионе объединенной промышленной зоны с организацией производства комплектующих агрегатов для обеспечения серийного производства изделия 520. Ставка делалась на потенциал рабочей силы в регионе.
Оригинальным и необычным был кабинет директора. На огромной стене кабинета был расположен электронный экран, как говорил директор, аналогичный экрану в ЦУПе в городе Королёве. На экране должны отслеживаться движения изготовляемых деталей и узлов, а также состояние важных оргвопросов. Вся эта информация похожа на подвижный сетевой график, позволяющий оперативно решать важные вопросы производства.
Проработав со специалистами в течение нескольких дней, ответив на ряд их вопросов, приняв даже некоторые технические решения по предложениям конструкторов и технологов, вдохновлённые увиденным и перспективой серийного производства изделия 520, мы возвратились домой.
Однако на деле этот проект не осуществился. В начале перестроечного периода была пересмотрена доктрина развития авиационной промышленности и вооружения армии, потребности ВВС резко сократились. Строительство завода в Комсомольске-на-Амуре специально для серийного изготовления изделия 520 потеряло смысл и было прекращено.
фото площадки завода по производства ракет воздух-воздух большой дальности, обведена белым:
К наследству времени "великих хозяйственников научивших совков, как правильно распоряжаться производственными активами" в Комсомольске-на-Амуре так же относится завод по производству торпед "Парус" - так и не достроенный, как и жилмассив "Парус" при заводе.
Ну и совхоз "Дзёмги". И в правду зачем многосот тысячному городу огромный кормящий его свинокомплекс? Ведь проще продовольствие закупить у западных партнёров.Сейчас остатки комплекса разбирают по кирпичику:
Это три из множества примеров того, как "благодатные" 90-е прокатились по стране. И мой маленький вклад в волну прославления 90-х, запущенную ельциноидами и их холуями. Думаю жители Комсомольска-на-Амуре много чего бы сказали во "славу" 90-х.
фото с сайта wikimapia.org