Так строили в СССР - 7.5 километровый железнодорожный тоннель под рекой Амур

Sep 18, 2015 18:44



Единственный подводный тоннель в нашей стране, да ещё и такой длины, построен в предвоенные годы в рекордно короткие сроки - четыре года. Расположен о н в Хабаровске, под рекой Амур. Это чудо инженерии ввели в строй в военное время в 1941 году. Это памятник инженерному и трудовому чуду-подвигу советского народа и коммунистического проекта, до сих пор не превзойдённому, не смотря на неимоверную разницу в технологиях. Потрясающий репортаж о тоннеле от уважаемого russos, приятного просмотра:
Оригинал взят у russos в Железнодорожный тоннель под рекой Амур
Уникальные фотографии железнодорожного тоннеля под Амуром в Хабаровске. Кто знает, как он пережил наводнение?

Оригинал взят у krisha0703 в Железнодорожный тоннель под рекой Амур

Довелось мне в прошлом году побывать в городе Хабаровск и несколько раз полностью пройти по железнодорожному тоннелю под рекой Амур.
Что это за тоннель, чем он интересен?

Небольшая справка из Википедии:
Тоннель под Амуром (во время строительства - стройка № 4) - однопутный железнодорожный тоннель протяжённостью 7198 метров на Транссибирской магистрали, в Хабаровске. Построен в 1937-1941 годах для дублирования моста через Амур. Является единственным подводным сооружением на железных дорогах России.
Проекты сооружения тоннеля под Амуром возникли в связи со строительством Транссиба. В 1913 году на выставке Приамурского края был представлен чертёж такого тоннеля, но выбор к тому времени уже был сделан в пользу моста.

В 30-х годах XX века на восточных участках Транссиба велось сооружение вторых путей. Необходимость строительства тоннеля была обусловлена захватом в 1931 Японией Маньчжурии, утратой КВЖД и, соответственно, уязвимостью моста. В 1936 году, с учётом особого стратегического значения Транссиба для страны, по инициативе Генерального штаба РККА было принято решение о строительстве.

Технический проект подводного тоннеля протяжённостью 7198 метров разработан в 1937 году институтом Метропроект, находившемся тогда в составе Народного комиссариата путей сообщения СССР.

Путь в 7 км был пройден с помощью пяти щитов на длине 3627 м, а также горным способом (из трёх забоев) на восточном участке, открытым способом на западном участке длиной 1350 м. Внутренний диаметр тоннеля - 7400 мм на подводной части. Заготовку щебня, строительство домов и других наземных сооружений перехода вели железнодорожные войска. Работы непосредственно в тоннеле под Амуром осуществляли прикомандированные с Метростроя 900 специалистов основных профессий и тысяча местных вольнонаёмных граждан. Всего на «стройке № 4» работали около 5,5 тыс. человек. Заключённые трудились на Тунгусском и Новокаменном карьерах, из которых добывали для стройки известняк. Чугунные тюбинги поставлял Магнитогорский завод.

К началу Великой Отечественной войны работы были почти закончены. В 1941-м, после начала войны, был получен приказ И. В. Сталина в предельный срок завершить укладку пути. И уже 12 июля 1941 года по тоннелю прошёл первый пробный поезд со строителями. А в постоянную эксплуатацию объект был введён 25 октября 1942 года.
В 1944-1945 гг началась перевозка грузов, связанных с предстоящими боевыми действиями с Японией. В соответствии с приказом наркома путей сообщения И. В. Ковалёва от 22 мая 1945 г. на Дальневосточной магистрали форсированными темпами были проведены работы по приспособлению тоннельного перехода через р. Амур для пропуска всех видов транспорта и воинских соединений. После окончания боевых действий на Дальнем Востоке тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В связи с ростом грузопотоков, для увеличения пропускной способности Транссиба в 1964 году тоннель стали использовать для движения грузовых составов в нечётном направлении. После завершения электрификации дороги по тоннелю стали пропускать и пассажирские поезда.

По состоянию на 2008 год составы идут как над Амуром - по железнодорожному мосту, так и по тоннелю. После завершения в 2009 году второй очереди реконструкции Амурского моста открытие по нему двухстороннего движения сняло проблему «узкого места» Транссиба.

Около восточного портала тоннеля установлена гранитная плита со словами «Слава воинам 5-й отдельной ордена Трудового Красного знамени железнодорожной бригады, воздвигнувшим тоннель под руслом реки Амур. 1938-1941"

Итак, тоннель под рекой Амур.
Восточный портал располагается в черте города Хабаровск, Западный портал - в Еврейской Автономной области в районе станции Пост-Покровский. В тоннеле имеется семь вентиляционных шахт - две портальные, по две на правом и левом берегах Амура и еще одна шахта - на острове. Все сооружения тоннеля охраняются вооруженной охраной с собаками.
Как было написано выше, до 1964 года тоннель был законсервирован. Позже, по нему открылось движение поездов в нечетном направлении (из Хабаровска в сторону Волочаевки). Почему только в нечетном направлении - профиль четного направления на подходе к станции Хабаровск-1 довольно сложный и требует применения кратной тяги. В четном направлении по тоннелю ездят только служебные дрезины и автомотрисы, а так же, в виде исключения, электропоезда - но только по указанию отделения дороги. В начале 80-х годов тоннель был электрофицирован и по нему стали пропускать и пассажирские поезда. Электровоз ВЛ80-1980, который провел первый поезд по электрофицированному тоннелю под Амуром, установлен в виде памятника в музее Амурского моста (одна секция).
Путь в тоннеле предполагался на жестком основании, но для увеличения скорости строительства был уложен обычный путь на деревянных шпалах, который применяется до настоящего момента. В настоящее время всвязи с минимизацией технологических окон, ограничениями в финансировании, а также из-за огромного объема грузоперевозок, обслуживание тоннеля осуществляется в недостаточном количестве. Присутствуют значительные течи, обустройство шахтных стволов местами сгнившее, нет времени даже вывозить из тоннеля мусор и старый балласт. К тому же тоннель негабаритный (относительно габарита "С") и планируется реконструкция этого тоннеля с возможным изменением габарита (это под вопросом). В настоящее время начинаются проектные работы по вопросу реконструкции этого объекта.

А теперь несколько фотографий из тоннеля и его окрестностей. Некоторые фотографии недостаточного качества, но для такого интересного объекта считаю это допустимым - ни штатива, ни времени на его установку у меня не имелось.

01. Схема тоннеля на карте. Слева - Пост-Покровский в Еврейской АО и Западный портал тоннеля, справа - Восточный портал в городе Хабаровск



02. Профиль тоннеля, приведенный в музее Амурского железнодорожного моста



03. Начинаем прогулку по тоннелю с Восточного портала, г. Хабаровск. Вид на Восточный портал издали...



04. Чуть ближе...



05. Гранитная плита в районе Восточного портала



06. Тоннель охраняется вооруженной охраной, так что к порталу подходить Вам я не рекомендую



07. Электровоз 3ЭС5К-197 заходит в тоннель под Амуром...



08. Электровоз 3ЭС5К-210 с грузовым поездом на подходе к тоннелю. Вообще, движение поездов по тоннелю довольно интенсивное. В тоннеле одновременно может находиться до трех поездов (правда, они стоят в этом случае). При приближении поезда к тоннелю срабатывает ревун - рабочие в тоннеле оказываются оповещенными о приближении поезда. Но длина тоннеля значительная, поезд движется по тоннелю порядка десяти минут, так что у Западного портала близость поезда определяется по силе давления воздуха, который локомотив выдавливает из тоннеля. Ну а если поезд встанет у портала... В общем, в тоннеле надо быть очень внимательным.



09. Автомотриса 1-АДМ-13 у Восточного портала



10. Электровоз ВЛ80С-193...



11. Вид из тоннеля на Восточный портал



12. Еще раз...



13. Обделка тоннеля со стороны восточного портала - железобетонная подковообразного очертания



14. Чтобы "прятаться" от поездов в тоннеле устроены ниши с шагом в 50 метров (по нынешним нормам шаг ниш - 30 метров)



15. Еще один вид на Восточную часть тоннеля...



16. Хвост пассажирского поезда в тоннеле



17. Электричка ЭД9М...



18. Она же...



19. Ну и ниже еще несколько фотоснимков поездов в тоннеле под рекой Амур



20. Вид из ниши на проезжающий поезд



21.



22. Электровоз ВЛ80С-1598



23. Понятное дело, что в тоннеле можно заснять только заднюю часть следущих резервом электровозов... ВЛ60К-1409



24. В тоннеле после прохождения большого количества грузовых поездов бывает достаточно пыльно. В начале осени в тоннеле уже невозможно находиться без шапки. На улице еще тепло, но сильнейший поток воздуха продувает до костей и промораживает уши... Зимой я в этом тоннеле не бывал, но говорят, что это феерично... Радует то, что тепловозы в этом тоннеле практически не появляются... В зоне работы одной небольшой дрезины уже дышать некомфортно...



25. Подрусловая часто тоннеля - кругового сечения из чугунных тюбингов. На некоторых участках под руслом чугунные кольца укреплены железобетонной рубашкой - так было сделано по проекту, но не на всей протяженности - началась война...



26. Один из немногих в тоннеле светофоров



27. Если в правобережной и левобережной частях тоннеля устроены ниши, то в подрусловой части вдоль тоннеля идет дорожка, которая, к слову, периодически разрушена, прерывается или засыпана старым балластом, который из тоннеля не вывезли.



28. Вид на проходящий поезд со служебного мостика...



29. Обделка тоннеля со стороны Западного портала, в большинстве своем, сооружалась открытым способом. Стены тоннеля здесь прямые, а перекрытие - в виде свода либо горизонтальной плиты. Контактный провод в тоннеле повешен на минимальном расстоянии от обделки, токоприемник локомотива в тоннеле почти полностью прижат к крыше...



30. Вид из ниши на стоящий поезд



31. Западный портал в Еврейской АО. На портале тоннеля - годы его строительства



32. Электровоз ВЛ80С-1701 выезжает из Амурского тоннеля...



33. Электровоз 2ЭС5К-050



Конец поста.
По непроверенным данным, из-за паводка в Хабаровском крае, тоннель в настоящее время затоплен и не эксплуатируется. Но проверить достоверность этих данных я возможности не имею...

строительство, коммунизм, технологическая война, история, СССР, Иосиф Виссарионович Сталин

Previous post Next post
Up