Времени катастрофически ни на что не хватает.
И если посидеть почитать я еще кое-как успеваю (а иногда даже и откомментить), то вот сесть и написать что-то осмысленное - проблема.
Последние две недели я была не то что в ауте, я просто выпала из жизни, ибо вместо обычной учебы у нас в довольно активном режиме шел мастер-класс по эмалям.
Три дня. С 10 до 18. А потом до 21 выпилож диплома.
А в остальное я была онажемать в квадрате, с больным младшим и слегка приболевшим старшим.
В общем, тяжко.
Но результат не только понравился мне самой, но и заставил поделиться с общественностью.
С эмалями я до сего времени не сталкивалась вовсе (ну видела - но это не о том). Поэтому даже в теории слабо себе представляла всю технологию. То есть как раз теорию-то представляла, но одно дело читать и совсем другое дело - самой все ручками, ручками. Чтоб через мозг прошло.
Мастер-класс давала Ирина Федорова, художник-эмальер, начальник отдела горячего эмалирования ОАО «Спортзнак». Опыт работы в реставрации и на заводе, конечно же бесценен. И некоторыми секретами она с нами поделилась.
День первый.
Теория. Практическая подготовка поверхности под художественную роспись по эмали.
С утра пораньше когда мозг после двух чашек кофию думает, что мы всесильны Ирина нам прочитала небольшую лекцию, после который мы начали старательно пытаться сотворить хоть что-то.
Для начала нужно подготовить саму эмаль. Продается она иногда в порошках, иногда куском. Соответственно, кусок нужно расколоть на мелкие кусочки, перетереть в ступках и промыть.
Затем нужно подготовить поверхность для закладки эмали. Из наиболее часто используемых материалов серебра, золота и меди для первого опыта взяли медь. Во-первых, она дешевая (не так страшно запороть), во-вторых, требует чуть меньше подготовительных операций, чем остальные металлы.
Перед закладкой эмали заготовку нужно протравить в кислоте до чистого металла. Делала это Ирина, нам кислоту в руки решила не давать во избежание :)
После кислоты заготовку нужно тщательно промыть в проточной воде и промокнуть.
На тонкие выпуклые детали помимо внешней эмали закладывается контр-эмаль, уравновешивающая натяжение поверхностей на изделии. Если этого не сделать, то эмаль может треснуть и вся работа пойдет прахом.
Ирина показала принцип, и мы пошли ковыряться самостоятельно. Результат, прямо скажем, получился далек от совершенства.
Белая эмаль, в силу своей структуры, не дает с первой закладки ровную не просвечивающую поверхность. Поэтому под роспись ее кладут 3 (а особо одаренные - 4) раза.
По структуре сырая эмаль похожа на мелкий влажный песок. Для укладки обычно используют шпатели разной формы (это уж кому как) и обычные художественные кисточки феерически-малого размера. В общем, сложностей особых нет, но как в любой мелкой работе требуется навык.
После каждой закладки эмаль запекают в печке. Если что-то пошло не так - счищают запоротое и начинают сначала.
В первый день у нас была не летная погода был какой-то жуткий косяк с подложкой в печи и результата мы не получили. Вернее, получили, но он был не удовлетворительный, а даже отрицательный ;)
Поэтому ко второму дню Ирина сделала заготовки снова, заложила их сама. И на всякий случай и подложки взяла свои, проверенные.
После третьей закладки и запекания заготовка шлифуется, еще раз запекается до глянца и вуаля! Готова для росписи!
День второй.
Я - художник. Я так вижу.
Роспись по эмали происходит просто кисточками. Другое дело что кисти очень тонкие, заготовка в диаметре около 2 см и через некоторое время глазки начинают болеть, а мозг кипеть.
Для рисования используются специальные надглазурные краски. Разводят их двумя видами: маслом или водой. Соответственно, на водной основе получается акварель, на масляной - масло :)
Ну и рисуются они как акварель и как масло: акварель дает разводы, масло дает штрихи.
Рисунок приходится наносить прям сразу - взял и нарисовал. Не получилось - стер и нарисовал еще раз. И еще раз. И еще. Пока результат нанесения 1-2 цветов не станет соответствовать вашему представлению о прекрасном ;)
Получилось? Запекаем.
И так с каждым цветом краски.
Обычно рисунок выдерживает до 10 обжигов. Больше - это уже нужно пробовать, какие-то краски выдерживают, какие-то перезапекаются и работа да-да-да опять идет прахом.
День третий. Клуазоне/Минанкари. Витражная эмаль.
На вечер второго дня выяснилось, что мы немного отстали от графика, поэтому третий день начался рано. Клуазоне и Минанкари - это просто перегородчатая эмаль. Но так как всем хочется немного славы, то грузины придумали свое громкое имя, хорошенько его пропиарили и появилось второе название.
Суть данного вида эмали в том, что перегородки закладываются без пайки. Эмаль закладывается сразу всех цветов что нужно и запекается один раз. Если где-то оказалось маловато - можно доложить и запечь второй раз. Ну и третий, если уж не пошло. Потом поверхность выравнивается напильниками и запекается до глянца. В результате появляется яркий рисунок с металлическими прожилками. Самобытно и не сложно ;)
Здесь сложностей две: аккуратно выложить рисунок и угадать с цветом.
Так как закладывали мы эмаль Ирины, то я немного промахнулась и результат цвета мне не понравился. Вычищать было долго, поэтому просто поверх заложила другим цветом.
Сразу после запекания эмаль почти вся имеет другой цвет. А потом, остывая приобретает нормальный родной цвет.
Для первых навыков лучше брать не сложные рисунки с малым количеством деталей. Хотя некоторые умудрились на медальоне в 2 см выложить Лиса из Маленького Принца :) Очень симпатично и угадывается сразу!
Витражная эмаль закладывается либо на подложке, либо на весу, в зависимости от размеров окошка. Мы пробовали на весу.
Закладывать ее нужно с запасом, так как после запекания она немного усаживается.
Мне удалось заложить с двух закладок, некоторым понадобилось 3 или 4. Для первого раза очень не плохо ;)
В общем, ручками, ручками! Главное, чтоб процесс доставлял удовольствие! Тогда точно все получится :)